19 августа 2018 г. ·
Читаю о "Фасилитации рабочих групп"-10:
Экспертные методы направлены на выработку решений с ориентацией на фигуру эксперта, необходимого для принятия решений в условиях неопределенности, основываясь прежде всего на его опыте, знаниях и квалификации.
Эксперт – это человек, которого лицо, принимающее решение, или аналитическая группа, проводящая экспертизу, считают профессионалом достаточно высокого уровня в каком-то вопросе.
Эксперт привносит с собой экспертизу, которая позволяет снизить риск принятия ошибочного решения.
Экспертиза – проведение группой компетентных специалистов измерения некоторых характеристик для подготовки принятия решения.
Типичные ситуации, в которых требуется проведение экспертизы:
• Определение целей.
• Прогнозирование.
• Разработка вариантов решений.
• Принятие коллективных решений и т. д.
Выделяют следующие основные этапы проведения экспертизы:
• Формулировка цели экспертизы.
• Формирование экспертной группы.
• Построение объектов оценивания или их характеристик.
• Определение способа экспертного оценивания.
• Проведение экспертизы.
• Обработка и анализ ее результатов.
• Повторные туры экспертизы, если есть необходимость уточнения или сближения мнения экспертов.
• Формирование вариантов решений.
Основным и принципиальным отличием математических методов от экспертных является то, что в случае последних используются относительные шкалы оценки результата, а не абсолютные, как в случае математических методов принятия решений.
В качестве "мерила" результата экспертизы используются экспертные оценки, которые бывают нескольких видов. Когда мы говорим о шкале оценок, то важно предварительно договорить о системе измерения.
Выделяют две основных системы, которые важно рассмотреть для понимания влияния каждой из них на представление конечного результата.
Первая – это количественная система оценок. Она, как правило, соответствует объективным измерениям объективных показателей. Результат может быть представлен в виде:
• отношений (например, при сравнении соотношения марок автомобилей с ценой);
• интервалов (например, признаки "дата выпуска" или "температура" по разным температурным шкалам);
• разностей (например, летоисчисление);
• абсолютная (например, количество студентов в аудитории).
Представление результата в виде количественной оценки является предпочтительным, но не всегда возможным. Это реализуемо только в случае, когда исследуемая задача обладает достаточным количеством известных параметров и рядом сравнимых состояний или вариантов.
Следующая система оценок – балльные оценки. Они, как правило, характеризуют субъективные мнения. Примером их могут служить школьные оценки.
Значения балльной шкалы – ограниченный ряд равноудаленных друг от друга чисел в интервале от наиболее низкой до наиболее высокой оценки, установленных для конкретной ситуации. Балльные оценки бывают двух видов:
• Оценки первого вида производятся по общепринятому эталону, когда формализовать шкалу затруднительно в силу большого количества неизвестных (оценки в спортивном судействе).
• Оценки второго вида производятся в случаях, если общепринятые критерии оценок отсутствуют. В таком случае говорят о порядковой/ранговой шкале. Оценки, произведенные по ранговой шкале, сравнивают только по отношению "больше – меньше" (ранговой шкалой пользуются в кулинарии, когда сравнивают вкус разных блюд).
Ранжирование – упорядочивание объектов в соответствии с их предпочтительностью. При этом допускается указание на равноценность некоторых объектов. При использовании ранжирования очень распространена процедура попарного сравнения.

20 августа 2018 г. ·
Читаю о "Фасилитации рабочих групп"-11:
Поговорим о методах экспертного принятия решения.
Метод Дельфи. Этот метод назван в честь греческого города Дельфы, жрецы которого славились умением предсказывать будущее (дельфийские оракулы). Метод характеризуется следующими чертами: анонимностью, регулируемой обратной связью, "взвешенными" групповыми ответами. Анонимность достигается применением специальных опросников или другими способами индивидуального опроса. Регулируемая обратная связь осуществляется за счет проведения нескольких туров опроса. Результаты каждого тура обрабатываются с помощью статистических методов и сообщаются экспертам. Результатом обработки индивидуальных оценок являются групповые оценки.
В основу метода положены следующие предпосылки:
• Вопросы формулируются в такой форме, что должны допускаться ответы только в виде числовых оценок.
• Эксперты должны быть информированы в обсуждаемом вопросе.
• Каждый ответ эксперта должен быть им обязательно обоснован.
Алгоритм проведения метода Дельфи складывается из следующих этапов:
• Первый тур – начальное анкетирование. Экспертам, которые не знают друг друга, раздается первая анкета. Она может допускать любые ответы на поставленные в ней вопросы, связанные с решением проблемы. Цель анкеты – составление перечня событий для прогноза в какой-то области экономики или отрасли народного хозяйства, науки и техники и т. д. Организатор проведения экспертизы объединяет полученные прогнозы. Полученный объединенный перечень событий становится основой второй анкеты.
• Второй тур – выработка вариантов решения. Эксперты оценивают сроки реализации событий и приводят соображения, по которым они считают свои оценки верными. По сделанным оценкам и их обоснованиям организатор экспертизы, иногда совместно с математиками, проводит статистическую обработку полученных данных, группирует мнения экспертов, изучает крайние точки зрения. Результаты этой работы организатора сообщаются экспертам, которые могут изменить свое мнение (работа экспертов проводится анонимно). Обычно мнение меньшинства экспертов (крайние точки зрения) доводится до мнения большинства. Большинство должно либо согласиться с этим решением, либо его опровергнуть.
• Третий тур – стабилизация возможных решений. Экспертам раздается третья анкета, которая содержит перечень событий, статистических характеристик, дат наступления событий, сводных данных (аргументов) о причинах более ранних или поздних оценок. Эксперты должны рассмотреть все аргументы, сформулировать новые оценки предполагаемой даты наступления каждого события, обосновать свою точку зрения при ее значительном отклонении от групповой и анонимно прокомментировать противоположные мнения. Пересмотренные оценки и новые аргументы возвращаются к организатору, который вновь их обрабатывает, суммирует все аргументы и подготавливает на этой основе новый прогноз.
• Четвертый тур – завершение. Эксперты знакомятся с новым групповым прогнозом, аргументами, критическими замечаниями и составляют новый прогноз. Если группа все же не может прийти к единому мнению и организатор интересуется аргументами обеих сторон, то он может собрать экспертов для очного обсуждения.
В случае, если большинство не согласно с мнением организатора-эксперта, то его аргументы передаются меньшинству и анализируются. Этот процесс повторяется до тех пор, пока все эксперты не придут к единому мнению, либо выделятся группы, которые не меняют своего решения.
В различной авторитетной литературе подчеркивается, что метод Дельфи является одним из наиболее эффективных для выработки решения, но его постоянное применение затруднено в силу больших временных затрат на его осуществление.
• Фактографический метод. Суть метода заключается в прогнозировании результата на основании фактической информации о прошлом и настоящем развитии обсуждаемого объекта. Он применяется в условиях, когда вероятность сохранения факторов, обусловивших процесс развития в прошлом, больше, чем вероятность их изменения. При появлении непредвиденных ограничений использование этих методов может привести к ошибкам в прогнозах. Надежность и точность фактографических методов может быть увеличена за счет сочетания их с другими методами.
• Причинно-следственный анализ. Суть этого метода состоит в определении иерархии причин и следствий до той точки, в которой можно предпринять действие, устраняющее проблему. Он применяется в условиях, когда лицо, принимающее решение, располагает полной и достоверной информацией об исследуемом объекте. Наибольшая сложность в выполнении этого метода состоит в определении момента, когда следует остановиться в построении причинно-следственной цепи.
• Метод цепных подстановок. Последовательная замена плановых величин одного из факторов для определения степени его влияния на общую функцию исследуемого объекта или процесса. Применяется в условиях, когда проблема имеет строго выраженный функциональный характер.

21 августа 2018 г. ·
Читаю о "Фасилитации рабочих групп"-12:
Когда мы говорим о творческих методах принятия решений, необходимо иметь в виду их направленность не на научную базу при обсуждении вопросов, как это было с экспертными и математическими методами, а на активацию творческого потенциала участвующих. Когда использование математических и экспертных методов затруднено, опытный руководитель переходит именно к творческим методам, умеренно комбинируя их для вывода рабочей группы из "творческого ступора".
Следует понимать, что направление творческого мышления должно иметь не более пяти стадий:
• Подготовка – сбор фактических данных. Используется аналитическое мышление. Проблема определяется с различных сторон, в разных ее формулировках. Для этого метода не всегда требуется групповая работа, и в целях эффективного обсуждения она может быть проведена заранее, но важно донести результаты проведенной работы до всех участников "творческого" мышления в равной степени.
• Мыслительные усилия. Используется синтезирующее мышление, которое ведет либо к возможному решению проблемы, либо к разочарованию от невозможности здесь и сейчас решить поставленную задачу.
• Инкубация. Проблема остается в "подсознании", в то время как сотрудник занимается другими делами. За это время слабеет эмоциональное торможение и противодействие новым идеям, а также возникает возможность воспринять новые идеи, которые могут возникнуть за это время.
• Озарение. "Вспышка", дающая возможность решить рассматриваемую проблему.
• Оценка. Анализ всех идей, полученных на предыдущих стадиях, и выбор наиболее оптимальной из них.
Стадии подготовки и оценки требуют аналитического мышления, а мыслительные усилия, инкубация и озарение требуют свободы творчества и раскованности. В случае, если уровень участников позволяет на стадии выработки идей использовать сложные, но эффективные алгоритмы выработки решений (ТРИЗ), то возможно направленное управление стадиями инкубации и озарения.
На стадии выработки идей, если группа новая или речь идет об области, которая слабо известна ее участникам, поощряется высказывание всяческих безумных идей. Цель – количество идей, а не качество. При обилии идей новые идеи становятся развитием высказанных ранее. Ключом к успешному творческому мышлению является разумное и целенаправленное разделение процессов производства идей и их оценки.
Самый распространенный метод творческого мышления – "Мозговой штурм".
К числу распространенных методов творческого принятия решений относятся следующие:
• "Синектика". Алгоритм этого метода похож на алгоритм, определенный в методе "Мозговой штурм", но есть ряд отличий. Основное отличие – в наличии ведущего, который выдвигает проблему, объясняет ее, а обсуждающие предлагают вариант ее решения. Несколько минут ведущий анализирует, а затем говорит, что ему нравится, а что нет. Затем выдвигаются новые предложения, которые также анализируются до тех пор, пока не будет найдено возможное решение.
• Метод "Разложение на части". При этом методе составляется перечень основных характеристик идеи или предмета, и каждая из них рассматривается с целью усовершенствования. Обычно этот метод применяют в отношении материальных (вещественных) объектов. Каждую характеристику изучают и предлагают варианты ее изменения.
• Метод "Принудительные взаимосвязи". При этом методе берутся объекты или идеи и задается вопрос: "Сколько возможно иметь их различных комбинаций для получения нового объекта или идеи?". Этот метод используется, например, при разработке новых продуктов.
• Метод "Латеральное мышление". В случае, если проблема изучается аналитически и необходимо в нее погружаться все глубже и вдаваться во все большие ее детали, речь идет о вертикальном мышлении. Творческое же мышление включает в себя рассмотрение всех возможностей, включая те, которые, казалось бы, выходят за пределы данной области – это латеральное, или боковое мышление.
• Метод "Дневных грез". Если длительная интенсивная работа по какой-либо проблеме не приносит новаторского решения, то в такой ситуации полное расслабление и мечтания могут привести к творческому озарению.
• Метод "Группового гения". Позволяет собрать в одной группе несколько лиц, которые обычно пользуются разными типами творческого мышления, образуя группу, способную сочетать разные методы.
При использовании методов творческого принятия решений нужно строго соблюдать следующие правила, а иначе эффективность методов будет очень низкой:
• Воздерживаться от преждевременных суждений – исключить преждевременную критику какой-либо идеи.
• Быть раскованными.
• Стараться увеличить количество идей.
• Комбинировать и совершенствовать идеи, высказанные другими.

21 августа 2018 г. ·
Читаю о "Фасилитации рабочих групп"-13:
Следующие на очереди и наиболее интересные с точки зрения основной идеи фасилитации методы – это комбинированные методы принятия решений.
Эти методы являются эволюционным продолжением традиционных методов, в которых используется какой-то единый подход к решению поставленной проблемы. Комбинированные методы объединяют в себе два или три подхода и направлены на более быстрое решение проблемы путем использования нескольких алгоритмов, удачно дополняющих друг друга, в зависимости от конкретной рабочей ситуации. Комбинированные методы получаются на стыке математических и творческих, или творческих и экспертных, или экспертных и математических, или экспертных, творческих и математических методов. Например, описанный метод Дельфи является комбинированным методом, в котором применяется как экспертный, так и творческий подход, когда эксперты должны консенсусно прийти к единой точке зрения. Эти методы применяются для решения проблем широкого профиля.
Когда мы говорим о комбинированных методах принятия решений, то должны осознавать, что для их использования необходимы исполнители высокой квалификации, которые самостоятельно смогут преодолеть течение организационной инерции или иных других "околорабочих" факторов, которые снимаются за счет предварительных этапов в экспертных или творческих методах.
В качестве примеров комбинированных методов следует привести следующие:
• Метод "Морфологический анализ". При этом методе все переменные заносят в матрицу и комбинируют их по-новому. Например, в случае, если нужна новая форма транспорта, можно составить список переменных. В упрощенном виде матрица имеет следующий вид:
o В левой колонке перечисляются объекты воздействия.
o В верхней строке – возможные способы воздействия (мероприятия).
Затем свободные клетки заполняются возможными воздействиями на объект какими-либо вариантами данного способа. Достоинством данного метода является то, что можно целенаправленно формировать как объекты воздействия, так и способы воздействия, а затем систематически исследовать различные варианты. Метод особенно эффективен, когда в качестве респондентов привлекаются эксперты, способные целенаправленно рассуждать о необходимых свойствах исследуемого объекта.
• Методы ассоциаций и аналогий. Используются для выявление новых идей. Применяются для генерации альтернатив решений в условиях поиска модификаций известных систем. Характеризуются простотой и эффективностью.
• Методы контрольных вопросов и коллективного блокнота. Способы подведения группы к решению проблемы с помощью наводящих вопросов. Могут применяться как в индивидуальной работе, так и при коллективном обсуждении проблемы. В вопросах содержатся рекомендации по апробированию эвристических приемов для решения поставленной задачи.
• Метод "Матрица открытия". Выбор и изучение поля возможных решений с помощью матрицы. Применяется для систематизации имеющегося материала и определения отправных пунктов дальнейшего исследования. В отличие от метода морфологического анализа, часть выбранных характеристик может относиться не к системе, а к условиям ее эксплуатации.
Фасилитация как технология относится именно к комбинированным методам. В ней совмещены методы экспертной и творческой работы, направленные на достижение поставленной цели.

22 августа 2018 г. ·
Читаю о "Фасилитации рабочих групп"-15:

22 августа 2018 г. ·
Читаю о "Фасилитации рабочих групп"-16:
23 августа 2018 г. ·
Читаю о "Фасилитации рабочих групп"-17:
23 августа 2018 г. ·
Читаю о "Фасилитации рабочих групп"-18:
24 августа 2018 г. ·
Читаю о "Фасилитации рабочих групп"-19:
24 августа 2018 г. ·
Читаю о "Фасилитации рабочих групп"-20:
28 августа 2018 г. ·
Читаю о "Фасилитации рабочих групп"-21:
28 августа 2018 г. ·
Читаю о "Фасилитации рабочих групп"-22:
28 августа 2018 г. ·
Читаю о "Фасилитации рабочих групп"-23:
29 августа 2018 г. ·
Читаю о "Фасилитации рабочих групп"-24:
29 августа 2018 г. ·
Читаю о "Фасилитации рабочих групп"-25:
30 августа 2018 г. ·
Читаю о "Фасилитации рабочих групп"-26:
17 сентября 2018 г. ·
Еще "Фасилитации рабочих групп"-27:
18 сентября 2018 г. ·
Еще о "Фасилитации рабочих групп"-28:
18 сентября 2018 г. ·
Еще о "Фасилитации рабочих групп"-29:
18 сентября 2018 г. ·
Еще о "Фасилитации рабочих групп"-30:
19 сентября 2018 г. ·
Еще немножко о "Фасилитации рабочих групп"-32:
19 сентября 2018 г. ·
Еще немножко о "Фасилитации рабочих групп"-33:
19 сентября 2018 г. ·
Еще немножко о "Фасилитации рабочих групп"-34:
19 сентября 2018 г. ·
Еще чуть о "Фасилитации рабочих групп"-35:
20 сентября 2018 г. ·
Близко о "Фасилитации рабочих групп"-36:
21 сентября 2018 г. ·
Слегка о "Фасилитации рабочих групп"-37:
21 сентября 2018 г. ·
Слегка о "Фасилитации рабочих групп"-38:
23 сентября 2018 г. ·
Снова о "Фасилитации рабочих групп"-39:


10 октября 2018 г. ·
Сотрудники одной фирмы потихоньку от шефа выпивали на работе. Спиртной напиток не оставлял после себя запаха. Через некоторое время шеф вызывает к себе пьянчужек.
— Если уж пьете — говорит им, — то пейте алкоголь с запахом. Пусть посетители лучше думают, что имеют дело с пьяными профессионалами, чем с трезвыми идиотами!

11 октября 2018 г. ·
Иногда людей ошибочно делят на людей первого и второго сорта. Причем обычно это делают и первые и вторые. Ведь увидеть внутренний мир другого - невозможно.


11 октября 2018 г. ·
Не верь глазам своим, верь в дела других!


12 октября 2018 г. ·
Однажды к Учителю пришёл некий богатый вельможа.
-Учитель! - сказал он. - Мне скучно жить!
- Мне сплясать тебе? - ехидно поинтересовался Учитель.
- Ну что вы, Учитель, - смутился вельможа.
- Тогда сам спляши, - хладнокровно предложил Учитель.
Вельможа только поморщился.
- Значит, тебе просто хочется жить скучно, - заключил Учитель.


12 октября 2018 г. ·
Однажды пришёл к даосскому монаху человек и пожаловался, что, как ни пытается, не может понять мудрость мира. А так как он не может понять мудрость мира, он сомневается в мудрости Бога. Это очень смущает его, потому он и пришёл просить у мудреца помощи. Монах согласился помочь этому человеку, но при одном условии: тот будет выполнять его требования.
Первое его требование было таким: сидеть у берега и слушать, как поёт река.
— Это голос Бога, — сказал монах.
Так человек и сделал. Но вечером, когда монах спросил его, понял ли он мудрость мира, он покачал головой.
Тогда монах приказал человеку смотреть в костёр.
— Это танец Бога, — сказал он.
Но утром вновь человек сказал, что не понял мудрость мира. Земля и воздух тоже ничего не сказали ему о мудрости мира, ибо не разглядел человек их тайн.
Монах задумался. А на третий день сказал:
— Тогда посмотри в себя, там таятся все твои сомнения.
И, увидев в своей душе отражение целой вселенной, человек понял мудрость Бога. И сомнения отступили, и покой заполнил его душу.


13 октября 2018 г. ·
"Мы живём в мире, где похороны важнее покойника, где свадьба важнее любви, где внешность важнее ума. Мы живем в культуре упаковки, презирающей содержимое" (Эдуардо Галеано)


13 октября 2018 г. ·
Однажды Банкэй сказал собравшимся: «Когда я только начал искать пробуждения, мне не удалось повстречать просветлённого наставника, и я практиковал все виды аскетизма, понапрасну растрачивая силы. Иногда я обрывал все нити, связывавшие меня с другими людьми, и жил в уединении. Иногда я воздвигал бумажную конуру и замыкался в ней, а иногда — ставил ширмы и сидел сутками в тёмной комнате, скрестив ноги, от чего на бёдрах моих навсегда остались шрамы. Когда я слышал, что в такой-то провинции в таком-то храме появился Учитель, я сразу отправлялся туда, чтобы встретиться с ним. Так минуло несколько лет, и в Японии осталось немного мест, где бы ни ступали мои ноги. И всё это происходило из-за того, что я не встретил просветлённого наставника. После того как в один из дней сознание моё открылось, я впервые понял, насколько бесполезны были годы моих усилий и страданий, и обрёл спокойствие. Теперь я говорю всем вам, как без усилий спастись уже в этой жизни, но и вы не до конца верите мне. И всё потому, что на самом деле вы лишены твёрдости. А возможно, вы хотите пройти свой Путь сами».


14 октября 2018 г. ·
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
— Что ещё слепить тебе? — спросил Бог.
— Слепи мне счастье, — попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.


14 октября 2018 г. ·
Притча о Ходже Насреддине и противоречивости:
Насреддину в дом пришел человек, желающий стать его учеником.
В доме было холодно и, ожидая пока жена принесет горячий суп, Мулла сосредоточенно дул себе на руки. Новичок, зная о том, что каждое действие просвещенного суфия имеет скрытый смысл, спросил его, почему он это делает.
— Чтобы согреться, конечно, – ответил тот.
Вскоре им принесли трапезу, и Насреддин подул на свой суп.
— Зачем вы это делаете, Мастер? – спросил ученик.
— Для того, чтобы охладить суп, конечно, – ответил Насреддин.
После этого ученик покинул дом Ходжи Насреддина, так как не мог доверять человеку, использующему одни и те же средства для достижения противоположных результатов.


15 октября 2018 г. ·
Ковбой пришел на собеседование в известную компанию. Интервьюер, уже немного раздраженный на мужчину, задал ему простой вопрос.
- Если бы вы потеряли одно ухо, то кем бы вы были?
- Ну, я был бы наполовину слепым, - ответил ковбой.
- Наполовину слепой? Вы имеете в виду наполовину глухим? - спросил интервьюер.
- Ну, это тоже, я полагаю.
Опомнившись, интервьюер задает дополнительный вопрос:
- Если бы вы потеряли оба своих уха, кем бы вы были тогда?
- Тогда я буду полностью слепой.
- Почему вы так думаете?, - спросил интервьюер, ошеломленно.
- Если бы у меня не было ушей, моя шляпа упала бы на мои глаза, и я бы не увидел ничего.


15 октября 2018 г. ·
Однажды к Мастеру пришел молодой человек и сказал:
— Я пришел к тебе, потому что чувствую себя таким жалким и никчемным, что мне не хочется жить. Все вокруг твердят, что я неудачник, растяпа и идиот. Прошу тебя, Мастер, помоги мне!
Мастер, мельком взглянув на юношу, торопливо ответил:
— Извини, но я сейчас очень занят и никак не могу тебе помочь. Мне нужно срочно уладить одно очень важное дело, — и, немного подумав, добавил: — Но если ты согласишься помочь мне в моем деле, то я с удовольствием помогу тебе в твоем.
— С… с удовольствием, Мастер, — пробормотал тот, с горечью отметив, что его в очередной раз отодвигают на второй план.
— Хорошо, — сказал Мастер и снял со своего левого мизинца небольшое кольцо с красивым камнем.
— Возьми коня и скачи на рыночную площадь! Мне нужно срочно продать это кольцо, чтобы отдать долг. Постарайся взять за него побольше и ни в коем случае не соглашайся на цену ниже золотой монеты! Скачи же и возвращайся как можно скорее! Юноша взял кольцо и ускакал. Приехав на рыночную площадь, он стал предлагать кольцо торговцам, и те поначалу с интересом разглядывали его товар.
Но стоило им услышать о золотой монете, как они тут же теряли к кольцу всякий интерес. Одни открыто смеялись ему в лицо, другие просто отворачивались, и лишь один пожилой торговец любезно объяснил ему, что золотая монета — это слишком высокая цена за такое кольцо и что за него могут дать разве что медную монету, ну в крайнем случае серебряную.
Услышав слова старика, молодой человек очень расстроился, ведь он помнил наказ Мастера ни в коем случае не опускать цену ниже золотой монеты. Обойдя весь рынок и предложив кольцо доброй сотне людей, юноша вновь оседлал коня и вернулся обратно. Сильно удрученный неудачей, он вошел к Мастеру.
— Мастер, я не смог выполнить твоего поручения, — с грустью сказал он. — В лучшем случае я мог бы выручить за кольцо пару серебряных монет, но ведь ты не велел соглашаться меньше чем на золотую! А столько это кольцо не стоит.
— Ты только что произнес очень важные слова, сынок! — отозвался Мастер. — Прежде чем пытаться продать кольцо, неплохо было бы установить его истинную ценность! Ну а кто может сделать это лучше, чем ювелир? Скачи-ка к ювелиру да спроси у него, сколько он предложит нам за кольцо. Только, что бы он тебе ни ответил, не продавай кольцо, а возвращайся ко мне. Юноша снова вскочил на коня и отправился к ювелиру.
Ювелир долго рассматривал кольцо через лупу, потом взвесил его на маленьких весах и, наконец, обратился к юноше:
— Передай Мастеру, что сейчас я не могу дать ему больше пятидесяти восьми золотых монет. Но, если он даст мне время, я куплю кольцо за семьдесят, учитывая срочность сделки.
— Семьдесят монет?! — юноша радостно засмеялся, поблагодарил ювелира и во весь опор помчался назад.
— Садись сюда, — сказал Мастер, выслушав оживленный рассказ молодого человека. И знай, сынок, что ты и есть это самое кольцо. Драгоценное и неповторимое! И оценить тебя может только истинный эксперт. Так зачем же ты ходишь по базару, ожидая, что это сделает первый встречный?

16 октября 2018 г. ·
Однажды юродивый повстречал царя.
- Откуда ты идешь, странник? — спросил повелитель.
- Из ада, - ответил тот.
- И что ты делал там?
- Мне нужен был огонь, чтобы раскурить трубку.
- Ну и что? Взял огня? - поинтересовался царь.
- Нет, тамошний царь ответил, что у него нет огня.
- Как же так?
- Я тоже удивился, - сказал юродивый, - Я спросил, как же так, в аду и без огня? На что хозяин ада мне сказал:
- Говорю тебе, у нас нет огня; каждый приходит сюда со своим собственным.

17 октября 2018 г. ·
Наступит такой день, когда вся вода в мире кроме той, что будет специально собрана, исчезнет. Затем ей на смену появится другая вода, от которой люди будут сходить с ума, — лишь один человек понял смысл этих слов. Он собрал большой запас воды и спрятал его в надёжном месте. Затем он стал поджидать, когда вода изменится.
В предсказанный день иссякли все реки, высохли колодцы, и тот человек, удалившись в своё убежище, стал пить из своих запасов.
Однажды он увидел из своего убежища, что реки возобновили своё течение, и спустился к другим сынам человеческим. Он обнаружил, что они говорят и думают совсем не так, как прежде, они не помнят ни то, что с ними произошло, ни то, о чём их предостерегали. Когда он попытался с ними заговорить, то понял, что они считают его сумасшедшим и проявляют к нему враждебность, но никак не понимание.
Поначалу он совсем не притрагивался к новой воде и каждый день возвращался к своим запасам. Однако в конце концов он решил пить отныне новую воду, так как его поведение и мышление, выделявшие его среди остальных, сделали жизнь невыносимо одинокой.
Он выпил новой воды и стал таким, как все. Тогда он совсем забыл о своём запасе иной воды, а окружающие его люди стали смотреть на него, как на сумасшедшего, который чудесным образом излечился от своего безумия.

18 октября 2018 г. ·
Однажды дзенский наставник Банкэй демонстративно сжёг буддийское Священное Писание. Когда он это делал, ученики спросили его:
— Мастер, что вы делаете? Вы всегда учили нас по этим писаниям, комментировали их и размышляли над ними. Зачем же вы их сжигаете?
— Потому что я пришёл домой, — сказал Мастер. — Карта мне больше не нужна.

21 октября 2018 г. ·
Однажды царь пришёл в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы.
Дуб сказал, что он умирает потому, что не может быть таким высоким, как сосна. Обратившись к сосне, царь нашёл её опадающей потому, что она не может давать виноград подобно виноградной лозе. А лоза умирала потому, что она не может цвести, словно роза.
Вскоре он нашёл одно растение, радующее сердце, цветущее и свежее. После расспросов он получил такой ответ:
— Я считаю это само собой разумеющимся, ведь когда ты посадил меня, ты хотел получить радость. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу — ты посадил бы их. Поэтому я думаю, что не могу быть ничем другим, кроме того, что я есть. И я стараюсь развивать свои лучшие качества.
Ты здесь, потому что существование нуждалось в тебе таком, какой ты есть! В ином случае кто-то другой был бы здесь. Ты — воплощение чего-то особенного, существенного, чего-то очень важного.

22 октября 2018 г. ·
Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь. Она ждала до последнего, но, когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова.
Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило: «На моём корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места».
Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила: «Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве».
Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи её, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле.
Рядом проплывала Радость, но та так была занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви.
Тогда Любовь совсем отчаялась. Но вдруг она услышала голос где-то позади: «Пойдём, Любовь, я возьму тебя с собой». Любовь обернулась и увидела старца. Он довёз её до суши, и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:
— Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец? Познание посмотрело на Любовь:
— Это было Время.
— Время? — переспросила Любовь. — Но почему оно спасло меня? Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:
— Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь…


НАЗАД