Подробное описание управленческих компетенций руководителя
Дата: 11 июня 2025 года
Содержание
- Введение
- Определение управленческих компетенций
- Важность управленческих компетенций
- Классификация управленческих компетенций
- Проявление управленческих компетенций
- Примеры компетенций для руководства организацией (на основе модели SHRM)
- Ресурсы руководителя
- Факторы успешного руководства
Введение
Настоящий отчет представляет собой подробное исследование управленческих компетенций руководителя. В современном бизнесе руководитель играет ключевую роль, определяя жизнеспособность компании, атмосферу в коллективе, скорость развития и, в конечном счете, успехи и неудачи бизнеса. Управленческие компетенции рассматриваются как важный фактор создания конкурентного преимущества организации. Данный отчет объединяет информацию из различных источников, включая StartExam, PsyJournals, hrtime.ru, ht-lab.ru, AIHR, AONL, Peoplebox.ai, Talexes, Skyline G, и Georgia Institute of Technology, чтобы предоставить всесторонний обзор управленческих компетенций, их классификации, методов оценки и подходов к развитию.
Определение управленческих компетенций
Управленческие компетенции представляют собой совокупность знаний, навыков (как технических, так и "мягких"), способностей и личностных качеств, необходимых для эффективного выполнения управленческих задач и достижения целей организации. Это умения и механизмы, благодаря которым руководители ежедневно добиваются качественных результатов. Для HR-специалистов важно разбираться в стратегиях управления и развития персонала, понимая, какие квалификации являются ключевыми в мире бизнеса. Управленческие компетенции являются важной частью стратегий управления персоналом, включая планирование преемственности.
Компетенция vs. Компетентность
Важно различать понятия "компетенция" и "компетентность". Согласно материалам ht-lab.ru:
- Компетенция – это объем профессиональных знаний и навыков, а также личностные характеристики и установки, проявляемые в поведении человека и требуемые для выполнения непосредственных должностных обязанностей.
- Компетентность – это более общее понятие, представляющее собой необходимый набор компетенций, которыми обладает человек для реализации действий в определенной профессиональной области. Быть компетентным в своей области означает обладать хорошо развитыми компетенциями, необходимыми для работы в данной области.
Важность управленческих компетенций
Определение и развитие управленческих компетенций у менеджеров, бизнес-лидеров и HR-специалистов имеет решающее значение по нескольким причинам:
- Вдохновение и мотивация сотрудников: Сильные лидеры обладают способностью вдохновлять, заряжать энергией и мотивировать свои команды, способствуя сотрудничеству, инновациям и продуктивности для достижения общих целей.
- Эффективное руководство и организационный успех: Мотивированные сотрудники вносят вклад в позитивную рабочую среду, что приводит к улучшению результатов. Выявление и развитие людей с лидерским потенциалом жизненно важно для устойчивого организационного успеха. Компании, активно внедряющие инициативы по обучению и наставничеству, направленные на развитие лидерских компетенций, в 3,4 раза чаще оцениваются как лучшие места для работы, согласно AIHR. Несмотря на это, только 40% организаций оценивают качество своих лидеров как хорошее или отличное, что подчеркивает важность повышения квалификации лидеров, что отмечается как ключевая тенденция в HR.
- Построение прочных отношений: Лидеры с сильными лидерскими качествами и компетенциями способны строить прочные отношения не только внутри своих команд, но и с внешними заинтересованными сторонами, такими как акционеры и клиенты, что необходимо для долгосрочного успеха.
- Принятие обоснованных решений: Развитие лидерских компетенций позволяет лидерам подходить к проблемам и вызовам с разных точек зрения, анализировать потенциальные результаты, идти на обдуманные риски и принимать решения, которые продвигают организацию вперед.
- Навигация и управление изменениями: Лидерские навыки имеют решающее значение для определения необходимости изменений, внедрения процессов управления изменениями, управления периодами неопределенности и сбоев, а также поддержания стабильности и преемственности внутри организации.
- Достижение целей компании: Развитие лидерства на основе ключевых лидерских компетенций помогает гарантировать, что лидеры вносят вклад в стратегические цели организации, как отмечает Peoplebox.ai.
- Поддержание корпоративной культуры: Используя лидерские компетенции, соответствующие культуре компании, организации могут прививать эти ценности своим лидерам, способствуя последовательности и согласованности на всех уровнях, согласно Peoplebox.ai.
- Улучшение оценки лидерства: Лидерские компетенции предоставляют четкие способы измерения эффективности лидера, облегчая понимание того, в чем лидеры преуспевают и что им необходимо улучшить, что приводит к более справедливым обзорам эффективности, согласно Peoplebox.ai.
Классификация управленческих компетенций
Хотя конкретные лидерские компетенции могут варьироваться в зависимости от роли, некоторые основные компетенции считаются важными для лидеров в разных отраслях и компаниях. Понимание и выявление этих компетенций помогает HR принимать обоснованные решения относительно найма, развития и продвижения по службе. Изученные материалы представляют различные подходы к классификации лидерских компетенций.
Модель SHRM
Общество управления человеческими ресурсами (SHRM), как указано AIHR, разделяет лидерские компетенции на три основные категории:
- Компетенции для руководства организацией: Эта категория включает в себя компетенции, связанные с управлением общим направлением и деятельностью организации. Примеры включают управление конфликтами, принятие решений и управление изменениями.
- Компетенции для руководства другими: Эта категория фокусируется на компетенциях, связанных с управлением людьми и взаимодействием с ними. Примеры включают эмоциональный интеллект, умение быть хорошим тренером и инклюзивность.
- Компетенции для руководства собой: Эта категория относится к личной эффективности и самоменеджменту. Примеры включают самоменеджмент, смелость и гибкость в обучении.
Модель AONL
Другая модель классификации представлена Американской организацией лидеров сестринского дела (AONL) в их структуре основных компетенций лидера медсестер. Эта структура, разработанная экспертами и одобренная Советом директоров AONL, обеспечивает структуру знаний, навыков и способностей, связанных с эффективным лидерством медсестер в различных условиях и на разных уровнях ответственности. Модель AONL различает:
- Общие основные компетенции: Они охватывают широту и глубину специальности лидерства в сестринском деле в различных медицинских учреждениях и лидерских ролях.
- Функциональные, или технические, компетенции: Это конкретные компетенции, которые различают требования для различных ролей и настроек.
Структура AONL применяет эту классификацию к конкретным ролям, таким как компетенции руководителя медсестры и компетенции менеджера медсестры. Компетенции менеджера медсестры, например, основаны на структуре области обучения менеджера медсестры, которая охватывает навыки, знания и способности в трех областях: наука управления бизнесом, искусство руководства людьми и лидер внутри. Эти компетенции основаны на периодических исследованиях анализа работы/разграничения ролей, таких как отчеты от февраля 2023 года, на которые ссылается AONL для ролей сертифицированного специалиста по управлению сестринским делом и сертифицированного менеджера и лидера медсестер.
Модель CCL
Peoplebox.ai ссылается на модель Центра креативного лидерства (CCL), которая разделяет лидерские навыки на три основные категории: Лидерство собой, Лидерство другими и Лидерство организацией. Они также добавляют четвертую категорию: Лидерство в глобальном масштабе, чтобы учесть растущую сложность глобального бизнеса и удаленной работы.
Модель Skyline G
Skyline G отмечает, что при разбивке и анализе эффективные лидеры компетентны в четырех областях лидерства: Лидерство собой, Лидерство другими, Лидерство организацией и Лидерство реализацией.
Модель Georgia Tech
Кроме того, Технологический институт Джорджии (Georgia Tech) разработал свою собственную Модель лидерских компетенций в январе 2022 года. Эта модель стала результатом совместных усилий группы, в которую входили представители Workplace Learning & Professional Development (WLPD), Georgia Tech Human Resources (GTHR), Institute Diversity, Equity, and Inclusion (IDEI), Georgia Tech Research Institute (GTRI) и Faculty Affairs. Основным вопросом, которым руководствовалась эта команда, был: «Какие ключевые компетенции необходимы для того, чтобы быть лидером Georgia Tech?» Полученная модель фокусируется на четырех важных лидерских моделях поведения:
- Действует стратегически: Лидеры приводят работу в соответствие со Стратегическим планом Института, устанавливают приоритеты, принимают решения на основе данных и добиваются результатов.
- Демонстрирует инклюзивность: Лидеры проявляют осведомленность о предубеждениях, активно ищут разные точки зрения и сотрудничают способами, способствующими психологической безопасности и принадлежности.
- Проявляет социальный интеллект: Лидеры обладают способностью понимать других, управлять ими и эффективно взаимодействовать с ними.
- Развивает себя и других: Лидеры инвестируют в профессиональное развитие, создают культуру обратной связи и управляют динамикой команды.
Модель Georgia Tech разработана для обеспечения общего понимания желаемого поведения, повышения производительности, облегчения объективных оценок производительности и поддержки более справедливых решений в отношении производительности и развития. Каждая из этих четырех компетенций далее детализирована по пяти аспектам, что обеспечивает большую конкретность для интерпретации и применения. Модель также явно связывает девять ценностей Института Georgia Tech, определяя, как лидерское поведение, навыки и знания соответствуют тому, что организация отстаивает для достижения своей миссии и видения.
Модель Оксаны Сырых (hrtime.ru)
В материале hrtime.ru Оксаной Сырых представлена модель управленческих компетенций, состоящая из семи кластеров, каждый из которых включает в себя три вида компетенций. Таким образом, модель описывает 21 специфическую управленческую компетенцию, объединенную в тематические группы:
- Кластер «Лидерство»: описывает способности удерживать инициативу, вдохновлять, ставить цели, принимать решения, влиять на других. Включает компетенции:
- Постановка целей
- Стили лидерства
- Принятие решений
- Кластер «Вовлеченность»: описывает интерес к развитию организации, отношение к работе, приверженность ценностям, участие в проектах, понимание стандартов и технологий. Включает компетенции:
- Стратегия компании
- Командная работа
- Стандарты и технологии
- Кластер «Управление собой»: описывает способности управлять своим поведением, эмоциональными реакциями, действовать в сложных ситуациях и при нагрузках. Включает компетенции:
- Уверенность в себе
- Гибкость
- Планирование
- Кластер «Развитие сотрудников»: описывает способности управлять результативностью сотрудников, транслировать знания, ставить задачи, оказывать поддержку, управлять группой и разрешать конфликты. Включает компетенции:
- Проведение встреч
- Обратная связь
- Управление группой
- Кластер «Ориентация на результат»: описывает способность достигать намеченной цели, концентрироваться на результатах работы, направлять усилия на их достижение. Включает компетенции:
- Продвижение изменений
- Анализ информации
- Настойчивость
- Кластер «Ответственность»: описывает готовность отвечать за свои действия и действия подчиненных, соблюдать обязательства, стремиться к развитию. Включает компетенции:
- Готовность брать обязательства
- Соблюдение договоренностей
- Решение проблем
- Кластер «Навыки переговоров»: описывает способности вести переговоры, быть убедительным, управлять процессом переговоров, учитывать потребности клиентов. Включает компетенции:
- Навыки убеждения и аргументации
- Коммуникация
- Ориентация на клиентов
Проявление управленческих компетенций
Управленческие компетенции проявляются через действия, реакцию и решения руководителя. Уровень профессионализма и опытности начальника демонстрируется тем, насколько его поведение уместно в определенной рабочей ситуации и насколько взвешенный выбор он принимает. Анализ поведения позволяет определить сферы, в которых наиболее развиты сильные стороны человека. Перечень задач, выполняемых руководителем, служит индикатором сформированной компетенции.
Проявление компетенций можно рассмотреть через различные аспекты деятельности:
- Результаты индивидуальной работы: Подготовленность директора оценивается по его способности самостоятельно координировать рабочие процессы, нацеленности на получение личного опыта и результата, наличию внутренней мотивации, умению приоритезировать задачи и грамотно распределять свои ресурсы. Опытный руководитель устойчив к стрессовым ситуациям, сохраняет холодный рассудок, профессионален в своей отрасли и постоянно обучается, учитывая требования бизнес-пространства.
- Координация активности персонала: Управленческий потенциал проявляется в умении координировать деятельность команды. Менеджер заинтересован в достижении общих результатов компании. Для этого он ставит конкретные цели, выстраивает четкую схему их достижения, задает промежуточные задачи, использует знания для преодоления преград, трансформирует проблемные моменты в рабочие вопросы, направляет команду в созидательное русло и согласовывает рабочие моменты между всеми звеньями компании.
- Организационная компетенция: Выявляется через такие критерии, как осведомленность руководителя с деталями работы, умение объяснить задание на понятном языке, установка и контроль сроков исполнения, облегчение процесса выполнения поручений с помощью современных методик и технологий, обеспечение обратной связи в команде, а также учет баланса между имеющимися ресурсами и результатом.
- Компетентность в сфере мотивации и обучения персонала: Характеризуется созданием благоприятной среды для карьерного роста и личностного совершенствования кадров, проявлением чуткости и понимания к нуждам и проблемам подчиненных, комбинированием стилей управления в зависимости от способностей служащего. Руководитель помогает людям в составлении индивидуального плана развития, объективно оценивает уровень сотрудника, его мастерство и навыки, вдохновляет на деятельность и достижения успехов, создает образовательную среду для кадров организации.
- Лидерство и руководство: Эти факторы взаимодополняют друг друга. Внутренний стержень лидера заметен в случаях, когда управленец обладает авторитетом в компании, проявляет инициативность, берет ответственность за успехи и неудачи, создает доверительное пространство для обсуждения и обмена мнениями. Лидер консультирует работников по возникающим вопросам, находит взаимоприемлемые решения, владеет механизмами управления окружающими людьми и передает свой опыт.
Примеры компетенций для руководства организацией (на основе модели SHRM)
Основываясь на подробных примерах, представленных в категории SHRM "Компетенции для руководства организацией" в материалах AIHR, описываются следующие ключевые компетенции:
- Социальный интеллект (SI): Это относится к осознанию различных социальных ситуаций и динамики, а также к взаимодействию человека в этих условиях. Согласно Psychology Today, это считается сильным предиктором эффективного лидерства. На рабочем месте лидер с высоким социальным интеллектом эффективно ориентируется в общении, зная, когда и как говорить и слушать, тем самым сводя к минимуму конфликты. Обратите внимание, что «Проявление социального интеллекта» также определено как одна из четырех основных компетенций в Модели лидерских компетенций Georgia Tech.
- Решение проблем: Эффективные лидеры должны обладать способностью использовать свои знания и опыт для выявления и анализа проблем. Компетентный лидер оценит несколько потенциальных решений на предмет жизнеспособности, прежде чем предлагать одно, обеспечивая уверенность в вероятном результате.
- Управление конфликтами: Конфликт является неотъемлемым аспектом организационной жизни из-за разнообразия личностей, убеждений, культур и настроений. Компетентные лидеры умеют уменьшать и управлять такими конфликтами, что укрепляет команды и повышает производительность. Подход включает в себя поиск способов интеграции противоположных точек зрения, а не просто выбор одной стороны или требование компромисса. Эта компетенция отмечается как подходящая как для руководства организацией, так и для руководства другими.
- Принятие решений: Это основная ответственность лидера и ключевая компетенция. Хороший лидер понимает подходящее время для принятия решений самостоятельно, когда обращаться за помощью к членам команды или коллегам и, что важно, когда давать другим возможность принимать решения. Это соответствует компетенции «Действует стратегически» в модели Georgia Tech, которая включает принятие решений на основе данных.
- Формирование и трансляция убедительного видения: Сильные лидеры сотрудничают с другими для создания убедительного общего видения. Они вдохновляют и влияют на окружающих, чтобы воплотить это видение в жизнь, стимулируя позитивные организационные изменения. Будущее направление организации, сформулированное через ее видение, является важным фактором привлечения и удержания сотрудников, клиентов и деловых партнеров. Лидеры должны эффективно устанавливать и сообщать видение, которое объединяет всех. Это относится к компетенции «Действует стратегически» в модели Georgia Tech, которая включает приведение работы в соответствие со стратегическим планом.
- Управление изменениями: Организации постоянно развиваются. Эффективные лидеры должны уметь готовить свои команды к изменениям, будь то небольшие или масштабные (например, цифровизация, автоматизация, переход к гибридной работе), и оказывать руководство и поддержку на протяжении всего перехода. Это требует сильных коммуникативных навыков и умения упрощать сложные вопросы.
- Инновации: Лидирующие на рынке организации характеризуются высоким уровнем инноваций и творчества, что приводит к повышению ценности продукта/услуги или качества обслуживания клиентов. Этому способствуют инновационные лидеры, которые поощряют творчество сотрудников, создают среду для совместной работы и рассматривают ошибки и неудачи как необходимые шаги на пути к инновационному успеху.
- Предпринимательство: Эффективные лидеры часто обладают предпринимательским мышлением, постоянно ищут новые возможности, повышают эффективность процессов и улучшают продукты и услуги для клиентов. Их стратегические навыки позволяют им идти на обдуманные риски для достижения и превышения организационных целей.
- Управление политикой и влияние на других: Согласно Talexes, управление политикой и влияние на других является ключевой компетенцией для руководства организацией.
- Определение видения и стратегии: Согласно Talexes, определение видения и стратегии является ключевой компетенцией для руководства организацией.
Социальный интеллект (SI)
Социальный интеллект (SI) относится к осознанию различных социальных ситуаций и динамики, а также к взаимодействию человека в этих условиях. Согласно Psychology Today, это считается сильным предиктором эффективного лидерства. На рабочем месте лидер с высоким социальным интеллектом эффективно ориентируется в общении, зная, когда и как говорить и слушать, тем самым сводя к минимуму конфликты. Обратите внимание, что «Проявление социального интеллекта» также определено как одна из четырех основных компетенций в Модели лидерских компетенций Georgia Tech.
Решение проблем
Эффективные лидеры должны обладать способностью использовать свои знания и опыт для выявления и анализа проблем. Компетентный лидер оценит несколько потенциальных решений на предмет жизнеспособности, прежде чем предлагать одно, обеспечивая уверенность в вероятном результате.
Управление конфликтами
Конфликт является неотъемлемым аспектом организационной жизни из-за разнообразия личностей, убеждений, культур и настроений. Компетентные лидеры умеют уменьшать и управлять такими конфликтами, что укрепляет команды и повышает производительность. Подход включает в себя поиск способов интеграции противоположных точек зрения, а не просто выбор одной стороны или требование компромисса. Эта компетенция отмечается как подходящая как для руководства организацией, так и для руководства другими.
Принятие решений
Это основная ответственность лидера и ключевая компетенция. Хороший лидер понимает подходящее время для принятия решений самостоятельно, когда обращаться за помощью к членам команды или коллегам и, что важно, когда давать другим возможность принимать решения. Это соответствует компетенции «Действует стратегически» в модели Georgia Tech, которая включает принятие решений на основе данных.
Формирование и трансляция убедительного видения
Сильные лидеры сотрудничают с другими для создания убедительного общего видения. Они вдохновляют и влияют на окружающих, чтобы воплотить это видение в жизнь, стимулируя позитивные организационные изменения. Будущее направление организации, сформулированное через ее видение, является важным фактором привлечения и удержания сотрудников, клиентов и деловых партнеров. Лидеры должны эффективно устанавливать и сообщать видение, которое объединяет всех. Это относится к компетенции «Действует стратегически» в модели Georgia Tech, которая включает приведение работы в соответствие со стратегическим планом.
Управление изменениями
Организации постоянно развиваются. Эффективные лидеры должны уметь готовить свои команды к изменениям, будь то небольшие или масштабные (например, цифровизация, автоматизация, переход к гибридной работе), и оказывать руководство и поддержку на протяжении всего перехода. Это требует сильных коммуникативных навыков и умения упрощать сложные вопросы.
Инновации
Лидирующие на рынке организации характеризуются высоким уровнем инноваций и творчества, что приводит к повышению ценности продукта/услуги или качества обслуживания клиентов. Этому способствуют инновационные лидеры, которые поощряют творчество сотрудников, создают среду для совместной работы и рассматривают ошибки и неудачи как необходимые шаги на пути к инновационному успеху.
Предпринимательство
Эффективные лидеры часто обладают предпринимательским мышлением, постоянно ищут новые возможности, повышают эффективность процессов и улучшают продукты и услуги для клиентов. Их стратегические навыки позволяют им идти на обдуманные риски для достижения и превышения организационных целей.
Управление политикой и влияние на других
Согласно Talexes, управление политикой и влияние на других является ключевой компетенцией для руководства организацией.
Определение видения и стратегии
Согласно Talexes, определение видения и стратегии является ключевой компетенцией для руководства организацией.
Ресурсы руководителя
В работе А.Б. Камалетдиновой рассматривается понятие "ресурсы руководителя". Каждый руководитель в своей управленческой деятельности опирается на собственные ресурсы и использует ресурсы своих подчиненных и команды. Согласно Морозовой (2008), эти ресурсы делятся на индивидуальные и групповые, а также на психологические и технологические.
- Индивидуальные психологические: То, что присуще личности и используется автоматически, часто неосознанно (харизма, здоровье, интеллект, лидерский потенциал, коммуникативный стиль, личные качества).
- Индивидуальные технологические: Приемы, техники, методики, которые используются осознанно и которым можно научиться (навыки делегирования, планирования, управления временем, коммуникативные технологии, приемы влияния, позиционирование руководителя).
- Групповые психологические: Система отношений, желание работать в команде, сплоченность, доверие, неформальное лидерство.
- Групповые технологические: Система ценностей, общая цель, правила взаимодействия в группе, нормы организационной культуры.
Факторы успешного руководства
По мнению исследователей современного менеджмента М.Б. Курбатовой, М.И. Магуры и В.В. Травина, в основе успешного руководства лежат три ключевых фактора: желание, понимание и возможности.
- Желание: Связано с мотивацией к улучшению работы всей организации и стремлением к достижению поставленных целей.
- Понимание: Знание того, что и как нужно делать для достижения целей, приобретаемое в результате опыта и обучения. Это знание основных закономерностей поведения людей в организации и принципов управления для получения максимальной отдачи от персонала.
- Возможности: Наличие материальных возможностей (финансы, интеллектуальный потенциал команды, уникальные технологии) и уровень доверия и сотрудничества между руководством и работниками.
Поведенческие индикаторы и уровни развития компетенций
В модели Оксаны Сырых (hrtime.ru) каждый вид компетенций описывается через индикаторы поведения, распределенные по четырем уровням развития. Поведенческий индикатор – это описание проявлений компетенции в поведении человека (ht-lab.ru). Он отвечает на вопросы: "что делает, как делает и чего не делает?" (ht-lab.ru). Индикаторы поведения должны быть прописаны простыми словами, быть понятны, легко измеримы в поведении и однозначны, исключая двойное толкование (ht-lab.ru).
Четыре уровня развития компетенции, согласно модели Оксаны Сырых (hrtime.ru), описываются по мере убывания и определяют категорию развития:
- УРОВЕНЬ 4 (Категория А): Лидерский уровень. Сотрудник демонстрирует образец поведения по компетенции, на него можно ориентироваться.
- УРОВЕНЬ 3 (Категория В): Высокий уровень. Сотрудник демонстрирует высокий (для эффективной работы) уровень развития компетенции.
- УРОВЕНЬ 2 (Категория С): Зона формирующейся компетенции. Значительное количество поведения соответствует требуемому уровню, но есть ошибки и резервы для роста.
- УРОВЕНЬ 1 (Категория D): Низкий уровень. Поведение менеджера не соответствует компетенции, требует значительной коррекции или компенсации действиями коллег.
Примерами поведенческих индикаторов для компетенции "Постановка целей" (Кластер "Лидерство", УРОВЕНЬ 4) являются: "Ставит цели, учитывая достигнутый уровень. Концентрируется на достижение максимально высоких целях, бросающие "вызов" руководителю и подчиненным. Соотносит цели подразделения со стратегическими целями развития бизнеса. Определяет оптимальные сроки достижения целей, формулирует четкие конечные и промежуточные критерии достижения цели. Заранее определяет ресурсы, необходимые для реализации поставленных целей." (hrtime.ru). Для УРОВНЯ 1 той же компетенции индикаторы противоположны: "Формулирует цели не конкретно, использует обобщенные формулировки. Не способен определить, какие именно шаги ведут к достижению цели. Не способен самостоятельно определить ресурсы, необходимые для реализации целей. Требуется корректировка поставленных целей со стороны вышестоящего руководителя." (hrtime.ru).
Важно отметить, что в одинаковые названия компетенций разные компании или провайдеры могут вкладывать разные составляющие (индикаторы), поэтому при использовании готовой модели необходимо четко понимать, что именно требуется компании (ht-lab.ru).
Методы оценки управленческих компетенций
Оценка управленческих компетенций помогает выбрать наилучшую кандидатуру, выявить сильные стороны руководителя и спланировать зоны роста. Изученные материалы описывают несколько методов оценки, которые направлены на выявление поведенческих индикаторов компетенций, чтобы определить, какому уровню развития соответствует кандидат в рамках используемой модели компетенций.
- Интервью по компетенциям: Это структурированное интервью, определяющее уровень развития компетенций кандидата путем изучения конкретного опыта его работы. Позволяет собрать информацию для оценки и сравнить ее с данными других кандидатов. Подходит для проверки потенциальных и действующих руководителей, а также кандидатов в кадровый резерв. Анализируется прошлый опыт и поведение в конкретных рабочих условиях для понимания действий в похожих обстоятельствах. Недостатки включают большие временные затраты и необходимость специального обучения интервьюера.
- Метод 360 градусов: Для формирования образа сотрудника собирается обратная связь от него самого, коллег, руководства, подчиненных и клиентов. Помогает определить соответствие управленца требованиям компании, проанализировать его поведение, оценить корпоративные и профессиональные компетенции. Анализ строится на анкетировании с использованием шкалы баллов, после чего рассчитывается средний балл по каждой компетенции. Результаты систематизируются. Современные платформы, такие как система StartExam, позволяют удобно провести оценку и получить персонализированные отчеты. Платформа StartExam предлагает 22 встроенные компетенции со 125 индикаторами, возможность создания или загрузки моделей компетенций, интеллектуальный анализ статистики, рассылку приглашений и напоминаний, личное пространство для сотрудников, возможность прохождения опроса с мобильных устройств и интеграцию с HRM-системами. Оценка по методу 360 градусов также основана на сборе данных о поведенческих индикаторах компетенций от разных источников для определения уровня их развития.
- Центр оценки (Ассессмент-центр): Комбинация упражнений и тестов для наблюдения и объективной оценки возможностей и действий работника в естественных условиях труда. Программа анализа выбирается в соответствии с ролью, должностью, уровнем менеджмента и подготовки участников. Методика основана на комплексном подходе, использующем несколько механизмов проверки компетенций, что обеспечивает высокую достоверность результатов. В процессе ассессмент-центра наблюдатели фиксируют поведенческие индикаторы участника в различных ситуациях, чтобы оценить его уровень развития по определенным компетенциям.
Согласно материалам ht-lab.ru, любой отчет по результатам оценки компетенций должен содержать не только информацию о том, "что делает и чего не делает", но и "что делает в то время, когда не делает того, что нужно (и почему)". Такая детализация позволяет увидеть причинно-следственные связи и понять причину нежелательного поведения, что критически важно для планирования развития.
Georgia Tech также использует свою Модель лидерских компетенций для развития посредством инструмента самооценки на основе ценностей (Values-Based Self-Assessment tool). Этот инструмент предоставляет людям персонализированную дорожную карту обучения для выявления сильных сторон и возможностей для роста, связанных с ценностями Института и определенными компетенциями. Дорожная карта включает различные рекомендации по обучению, такие как статьи, подкасты, видео и предлагаемые занятия. AONL предлагает конкретные оценочные инструменты для лидеров медсестер, стремящихся улучшить свои навыки, включая самооценку, оценку 180 градусов и организационную оценку. Эти инструменты помогают оценить навыки, знания и способности для ролей менеджера и руководителя медсестер, предоставляя ценную информацию о сильных сторонах, слепых зонах и областях, требующих развития. Организации здравоохранения, согласно AONL, могут использовать эти компетенции в качестве руководства для описания должностей, ожиданий и оценок лидеров медсестер, в то время как начинающие лидеры могут использовать их для планирования карьеры. Преподаватели сестринского дела также могут использовать их в качестве руководства по учебной программе.
Методы развития управленческих компетенций
Развитие управленческих компетенций является зоной ответственности руководителя. Материалы указывают на важность постоянного обучения, приобретения опыта и стремления к саморазвитию. Развитие компетенций направлено на улучшение поведенческих индикаторов и достижение более высоких уровней их развития в рамках используемой модели. Как отмечает Винс Ломбарди, легендарный тренер по американскому футболу, "Лидерами не рождаются, их делают. И их делают так же, как и все остальное, упорным трудом", подчеркивая, что для развития необходимы самоотдача и практика. Как отмечает Марк Хершберг, автор книги "The Career Toolkit", сравнивая развитие лидерства со спортом или музыкой, оно требует регулярной практики, а не только разовых семинаров. Он предполагает, что хотя программы обучения могут быть дорогостоящими, недорогие внутренние программы peer learning могут быть эффективными для обучения нынешних и будущих лидеров, а также помогают привлекать и удерживать сотрудников. Повышение квалификации лидеров и менеджеров отмечается как ключевая тенденция в HR.
Развитие компетенций может осуществляться через:
- Непрерывное обучение: Учет требований бизнес-пространства и приобретение знаний является источником "понимания" в модели Курбатовой, Магуры и Травина. Обучение помогает освоить новые подходы и техники, которые проявляются в изменении поведения и, соответственно, в улучшении индикаторов компетенций.
- Накопление опыта: Практическая деятельность и решение задач способствуют развитию компетенций и формируют "понимание". Опыт выдающихся менеджеров, таких как Ли Якокка, Генри Форд и Акио Морита, демонстрирует важность опоры на свои силы и интуицию, развиваемые с опытом. Опыт позволяет руководителю демонстрировать более зрелые поведенческие индикаторы и переходить на более высокие уровни развития компетенций.
- Создание благоприятной и образовательной среды: Руководитель способствует карьерному росту и личностному совершенствованию кадров, создает условия для расширения и развития способностей коллег. Эта среда поддерживает развитие компетенций как у подчиненных, так и у самого руководителя через обмен опытом и знаниями.
- Индивидуальные планы развития (ИПР): Помощь подчиненным в составлении и реализации таких планов способствует их развитию, что, в свою очередь, повышает общий потенциал команды и организации. Платформы оценки, как StartExam, могут использоваться для выбора "западающих" компетенций, составления планов развития и отслеживания прогресса. Индивидуальные планы развития должны быть основаны на результатах оценки, фокусируясь на конкретных поведенческих индикаторах и целях достижения определенного уровня развития компетенции. Peoplebox.ai отмечает, что лидерские компетенции обеспечивают четкий путь для развития лидерства и управления преемственностью. Это помогает HR создавать программы для обучения, наставничества и развития лидеров на всех уровнях, включая раннее выявление будущих лидеров и подготовку их к более крупным ролям.
- Делегирование: В работе А.Б. Камалетдиновой навык эффективного делегирования представлен как важный ресурс руководителя. Подробное изложение принципов эффективного делегирования, задач, которые можно и нельзя делегировать, преимуществ и условий эффективности этого процесса, подразумевает, что освоение и применение делегирования является ключевым аспектом развития управленческих навыков. Делегирование позволяет руководителю сосредоточиться на стратегических задачах и развивать подчиненных, что также способствует развитию компетенций обеих сторон.
Заключение
На основе изученных материалов из StartExam, PsyJournals, hrtime.ru, ht-lab.ru, AIHR, AONL, Peoplebox.ai, Talexes, Skyline G и Georgia Institute of Technology, управленческие компетенции являются фундаментальными атрибутами, навыками и знаниями, необходимыми для эффективного руководства. Они не статичны, а требуют непрерывного развития посредством самоотдачи, практики, обучения и наставничества. Эти компетенции имеют решающее значение для вдохновения команд, обеспечения организационного успеха, построения отношений, принятия обоснованных решений и управления изменениями.
Важно различать понятия "компетенция" (объем знаний, навыков и личностных качеств, проявляемых в поведении) и "компетентность" (необходимый набор компетенций для работы в определенной области). Управленческие компетенции проявляются в широком спектре действий, от личной организованности до способности мотивировать и развивать команду, и могут быть структурированы в модели, такие как модель SHRM (руководство организацией, руководство другими, руководство собой), модель CCL (руководство собой, руководство другими, руководство организацией, руководство в глобальном масштабе), четыре области Skyline G (руководство собой, руководство другими, руководство организацией и руководство реализацией), Модель лидерских компетенций Georgia Tech (Действует стратегически, Демонстрирует инклюзивность, Проявляет социальный интеллект, Развивает себя и других) и модель Оксаны Сырых (семь кластеров, 21 компетенция). Эти модели используют поведенческие индикаторы для описания проявлений компетенций на различных уровнях развития.
Успех руководителя опирается на его индивидуальные (психологические и технологические) и групповые (психологические и технологические) ресурсы, а также на наличие желания, понимания и возможностей. Для оценки управленческих компетенций используются такие методы, как интервью по компетенциям, метод 360 градусов (поддерживаемый современными платформами, например, StartExam) и центры оценки. Эти методы направлены на выявление поведенческих индикаторов для определения уровня развития компетенций, при этом отчеты об оценке должны давать детальное описание поведения, включая причины его проявления.
Развитие управленческих компетенций достигается через непрерывное обучение, накопление опыта, создание поддерживающей среды, использование индивидуальных планов развития, фокусирующихся на улучшении поведенческих индикаторов и достижении более высоких уровней, а также освоение ключевых навыков, таких как эффективное делегирование. Постоянное развитие и оценка управленческих компетенций являются критически важными для обеспечения жизнеспособности и процветания предприятия в динамичном бизнес-пространстве.
Заключение
На основе изученных материалов из StartExam, PsyJournals, hrtime.ru, ht-lab.ru, AIHR, AONL, Peoplebox.ai, Talexes, Skyline G и Georgia Institute of Technology, управленческие компетенции являются фундаментальными атрибутами, навыками и знаниями, необходимыми для эффективного руководства. Они не статичны, а требуют непрерывного развития посредством самоотдачи, практики, обучения и наставничества, как подчеркивал Винс Ломбарди и Марк Хершберг. Эти компетенции имеют решающее значение для вдохновения команд, обеспечения организационного успеха, построения отношений, принятия обоснованных решений и управления изменениями.
Важно различать понятия "компетенция" (объем знаний, навыков и личностных качеств, проявляемых в поведении) и "компетентность" (необходимый набор компетенций для работы в определенной области). Управленческие компетенции проявляются в широком спектре действий, от личной организованности до способности мотивировать и развивать команду, и могут быть структурированы в модели, такие как модель SHRM (руководство организацией, руководство другими, руководство собой), модель CCL (руководство собой, руководство другими, руководство организацией, руководство в глобальном масштабе), четыре области Skyline G (руководство собой, руководство другими, руководство организацией и руководство реализацией), Модель лидерских компетенций Georgia Tech (Действует стратегически, Демонстрирует инклюзивность, Проявляет социальный интеллект, Развивает себя и других) и модель Оксаны Сырых (семь кластеров, 21 компетенция). Эти модели используют поведенческие индикаторы для описания проявлений компетенций на различных уровнях развития.
Успех руководителя опирается на его индивидуальные (психологические и технологические) и групповые (психологические и технологические) ресурсы, как описано Морозовой (2008) и А.Б. Камалетдиновой, а также на наличие желания, понимания и возможностей, по мнению М.Б. Курбатовой, М.И. Магуры и В.В. Травина. Для оценки управленческих компетенций используются такие методы, как интервью по компетенциям, метод 360 градусов (поддерживаемый современными платформами, например, StartExam) и центры оценки. Эти методы направлены на выявление поведенческих индикаторов для определения уровня развития компетенций, при этом отчеты об оценке должны давать детальное описание поведения, включая причины его проявления, как указано в материалах ht-lab.ru. Инструменты оценки, такие как предлагаемые AONL и Georgia Tech, предоставляют структурированные подходы для самооценки и оценки со стороны.
Развитие управленческих компетенций достигается через непрерывное обучение, накопление опыта (на примерах таких менеджеров, как Ли Якокка, Генри Форд и Акио Морита), создание поддерживающей среды, использование индивидуальных планов развития, фокусирующихся на улучшении поведенческих индикаторов и достижении более высоких уровней, а также освоение ключевых навыков, таких как эффективное делегирование. Платформы, подобные StartExam, и подходы, используемые Georgia Tech и AONL, поддерживают этот процесс, помогая выявлять потребности в развитии и отслеживать прогресс. Peoplebox.ai подчеркивает роль компетенций в планировании преемственности и развитии на всех уровнях.
Постоянное развитие и оценка управленческих компетенций являются критически важными для обеспечения жизнеспособности и процветания предприятия в динамичном бизнес-пространстве, а также для создания конкурентного преимущества.
Источники (49)
- Поведенческие индикаторы (проявления) - http://texts.lib.tversu.ru/texts/EOR/ucheb/13436d/e-book/Appendix3.htm
- MMS Leadership Competencies | Bureau of Human Resources - http://www.maine.gov/bhr/state-employees/MaineManagementService/MMSClassification/CoreCompetencies
- 10 Types of Management Styles - https://berkeleycollege.edu/berkeley-today/2024/02/10-types-of-management-styles.html
- Разработка и внедрение модели компетенций для персонала ... - https://formatta.ru/service/razrabotka-kompetencij/
- Компетенции персонала - виды и примеры компетенций ... - https://games4business.ru/articles/kompetencii-personala
- Оценка компетенций сотрудника: методы, примеры и этапы - https://gb.ru/blog/otsenka-kompetentsij-sotrudnika/
- Ultimate Guide to Leadership Competency Frameworks - https://growthshuttle.com/ultimate-guide-to-leadership-competency-frameworks/
- Duke Management Academy | Human Resources - https://hr.duke.edu/professional-development/programs/duke-management-academy/
- Leader Competencies – Human Resources - https://hr.gatech.edu/leader-competencies/
- Модель управленческих компетенций с уровнями и шкалой ... - https://hrtime.ru/material/model-upravlencheskikh-kompetentsiy-s-urovniami-i-shkaloy-otsenki-28839/
- Модель компетенций глазами пользователя: «зачем» или «для ... - https://ht-lab.ru/blog/model-kompetentsiy-glazami-polzovatelya-zachem-ili-dlya-chego-/
- Управленческие компетенции: способы оценить и развить ... - https://huntflow.media/upravlencheskie-kompetentsii/
- 11 Core Competencies of Facility Management - IFMA Knowledge ... - https://knowledgelibrary.ifma.org/11-core-competencies-of-facility-management/
- Governor's Center for Management Development | LBJ School of ... - https://lbj.utexas.edu/governors-center-management-development
- Оценка эффективности и компетенций руководителя ... - https://lsconsulting.ru/ocenka-ehffektivnosti-i-kompetencij-rukovoditelya-osobennosti-kriterii-metody/
- Exploring the 4 Leadership Theories: A Comprehensive Overview ... - https://medium.com/@projectmanagementandleadership/exploring-the-4-leadership-theories-a-comprehensive-overview-a603f922b614
- Ключевые управленческие компетенции руководителя в ... - https://ocbr.ru/programmy-obucheniya/obuchenie-rukovoditeley/klyuchevye-upravlencheskie-kompetentsii-rukovoditelya-v-usloviyah-izmeneniy/
- A Comprehensive Overview of Leadership for All Leaders - https://peopledevelopmentmagazine.com/2023/01/08/comprehensive-overview-of-leadership/
- Three Common Types of Leadership Development Programs ... - https://peoplethriver.com/types-of-leadership-development-programs/
- Управленческие компетенции руководителя как фактор ... - https://psyjournals.ru/journals/psyedu/archive/2010_n5/Kamaletdinova
- Управленческие компетенции: уровни, факторы, задачи - https://sales-generator.ru/blog/upravlencheskie-kompetentsii/
- "Leadership Lessons for Aspiring College Presidents: Essential ... - https://scholarworks.uark.edu/jrcp/vol8/iss1/4/
- The 28 Most Important Leadership Competencies to Master - Skyline G - https://skylineg.com/resources/blog/top-leadership-competencies
- Competencies for Leading Organizations, Self, Others - Talexes - https://talexes.com/blog/leadership-development/leadership-competencies/
- Leadership competencies: 16 examples including tips - TopCV - https://topcv.co.uk/career-advice/leadership-competencies-16-examples-including-tips
- Classified Supervisory Leadership Academy : Atkinson, Andelson ... - https://www.aalrr.com/newsroom-events-4537
- The Global Healthcare Manager: Competencies, Concepts, and Skills - https://www.ache.org/learning-center/publications/books/2372i
- 18 Key Leadership Competencies for 2025 Success - AIHR - https://www.aihr.com/blog/leadership-competencies/
- Leadership and Management Competencies | Core - https://www.ala.org/core/continuing-education/leadership-and-management-competencies
- AONL Nurse Leader Core Competencies | AONL - https://www.aonl.org/resources/nurse-leader-competencies
- Leadership Competency Model - https://www.calhr.ca.gov/Training/Pages/competencies-leadership-model.aspx
- Statewide Leadership Development - https://www.calhr.ca.gov/Training/Pages/statewide-leadership-development.aspx
- Курс повышения квалификации Профессиональное развитие ... - https://www.cntiprogress.ru/seminarsforcolumn/33425.aspx
- 9 Key Management Skills: How to Show Them on Your Resume ... - https://www.coursera.org/enterprise/articles/9-key-management-skills
- Top Managerial Competencies All Leaders Must Master - https://www.deel.com/blog/managerial-competencies-examples/
- The 8 key Leadership Skills you need to know in 2025 - https://www.imd.org/blog/leadership/leadership-skills/
- Leadership Competencies Affecting Projects in Organization ... - https://www.intechopen.com/chapters/63974
- What is Career Readiness? - https://www.naceweb.org/career-readiness/competencies/career-readiness-defined
- Understanding the Eight Areas of Responsibility for Health ... - https://www.nchec.org/news/posts/understanding-the-eight-areas-of-responsibility
- Supervisory Guide - https://www.opm.gov/policy-data-oversight/classification-qualifications/general-schedule-qualification-standards/specialty-areas/supervisory-guide/
- Executive Core Qualifications - https://www.opm.gov/policy-data-oversight/senior-executive-service/executive-core-qualifications/
- How to Develop Leadership Skills: A Comprehensive Guide | Park ... - https://www.park.edu/blog/how-to-develop-exceptional-leadership-skills-a-comprehensive-guide-to-becoming-a-strong-leader/
- 40+ Leadership Competencies with Examples - Peoplebox.ai - https://www.peoplebox.ai/blog/leadership-competencies/
- 7 skills for a successful management career | Prospects.ac.uk - https://www.prospects.ac.uk/jobs-and-work-experience/job-sectors/business-consulting-and-management/7-skills-for-a-successful-management-career
- Leadership Competencies - https://www.shrm.org/topics-tools/news/leadership-competencies
- Управленческие компетенции: оценка и развитие | StartExam - https://www.startexam.ru/journal/likbez/upravlencheskie-kompetentsii-otsenka-i-razvitie/
- What Are the Essential Skills for Warehouse Managers? A ... - https://www.techneeds.com/2025/01/06/what-are-the-essential-skills-for-warehouse-managers-a-comprehensive-overview/
- What are Leadership Skills? How to Become an Effective Leader - https://www.techtarget.com/searchcio/definition/leadership-skills
- Authentic Leadership: A Comprehensive Overview - https://www.worldconsulting.group/leadership-theories-authentic-leadership