Комплексный отчет: Различные варианты и реализации игры "Морской бой" с указанием стратегий игры
Дата составления отчета: 12 июня 2025 года
Содержание
- Введение
- Основные правила и концепции игры
- Вариации в физическом формате настольной игры
- Цифровые реализации игры
- Стратегии игры
- Анализ и синтез
1. Введение
Игра "Морской бой", классическая военно-морская симуляция, чье происхождение восходит к Первой мировой войне, значительно эволюционировала от своих традиционных форм. Игра "Морской бой" является классическим примером стратегической настольной игры, где успех в значительной степени зависит не только от удачи, но и от продуманных тактических решений. Настоящий отчет представляет собой детальное исследование различных вариантов и реализаций игры, охватывающее физические настольные форматы, современные цифровые платформы, а также стратегии игры. Особое внимание уделяется тактикам расстановки кораблей и методам их поиска и уничтожения на игровом поле. Простота правил игры способствует развитию логического мышления и стратегического планирования, что подчеркивает ее образовательную ценность.
2. Основные правила и концепции игры
Согласно изученным материалам, стандартный вариант игры "Морской бой" проводится на квадратном поле размером 10×10 клеток. Каждый игрок располагает флотом из десяти кораблей: один четырехпалубный (линкор), два трехпалубных (крейсеры), три двухпалубных (эсминцы) и четыре однопалубных (катера). Ключевое правило размещения – корабли не могут соприкасаться друг с другом ни сторонами, ни углами. Поле нумеруется по вертикали (1-10) и горизонтали (буквами от «А» до «К», пропуская «Ё» и «Й»).
Игровой процесс заключается в поочередном "выстреле" по клеткам поля противника. Попадание в корабль отмечается "крестиком", промах – "точкой". При попадании игрок получает право на дополнительный ход. Раненый корабль требует дальнейшего обстрела соседних клеток по горизонтали или вертикали для полного уничтожения. Уничтоженный корабль, согласно правилам, блокирует окружающие его клетки, которые гарантированно пусты.
Отмечается, что количество возможных комбинаций расстановки кораблей превышает несколько миллиардов вариантов, что делает случайное угадывание неэффективным. Среднестатистический игрок при хаотичном подходе тратит около 50-70 ходов на уничтожение флота противника, тогда как использование продуманной системы может сократить это число до 30-40 ходов. Значительную роль играет психологический аспект, включая использование "приманок" для отвлечения противника. Игра достаточно проста в освоении, но сложность выигрыша обусловлена невозможностью видеть корабли соперника до попадания.
3. Вариации в физическом формате настольной игры
Основная концепция "Морского боя" была адаптирована во множество физических вариаций настольной игры, изменяющих фундаментальные правила и механику игрового процесса. Эти вариации создают уникальные задачи и впечатления.
Модификации правил
- Sunk In Silence (Потоплен в тишине): Этот вариант отменяет требование немедленно объявлять о потоплении корабля. Это заставляет противника продолжать обстрел области, чтобы убедиться в отсутствии кораблей.
- Moveable Ships (Передвижные корабли): Игроки получают возможность переместить один из своих кораблей в новое, ранее не обстрелянное место после каждого четвертого или пятого хода.
- Salvo Shooting (Залповая стрельба): Вместо одного выстрела за ход игроки могут сделать несколько, например, три выстрела. Противник сообщает только общее количество попаданий и типы пораженных кораблей. Этот вариант может также включать измененный состав флота, например, две двухпалубные подводные лодки, два трехпалубных эсминца, один пятипалубный линкор и один пятипалубный авианосец, расположенные в форме буквы "Т".
- Speedy Rules (Быстрые правила): Этот вариант ускоряет игровой процесс, предоставляя игрокам четыре выстрела за ход, независимо от количества оставшихся кораблей.
Модификации сбора информации
- Intelligence (Разведка): Этот вариант включает инструменты для сбора информации. Разведывательный самолет может сообщать о последовательностях частей кораблей в ряду или столбце, спутниковый снимок может подсчитывать части кораблей в квадрате 3x3, а десантник может определить, содержит ли конкретная клетка часть корабля.
Модификации поля и флота
- Big Board (Большое поле): Это расширяет игровую зону до сетки 20x20 и удваивает стандартный размер флота. Игрокам обычно разрешается делать три выстрела за ход.
- Big Ocean (Большой океан): Еще один вариант с большой сеткой, использующий поле 20x20, но с другим, более крупным составом флота: один 8-клеточный линкор, один 7-клеточный линейный крейсер, два 6-клеточных крейсера, два 5-клеточных легких крейсера, три 4-клеточных эсминца и четыре 3-клеточных подводные лодки. В этом варианте игроки могут делать пять выстрелов за ход.
- Battleship Arena (Арена Морского боя): Играется на меньшей сетке 5x5, у каждого игрока есть три однопалубных корабля, различающихся по количеству выдерживаемых попаданий. Корабли могут перемещаться ортогонально, при этом объявляется тип, расстояние и направление движения. Стрельба ограничена соседними клетками, включая диагонали, и необходимо объявлять о промахах (выстрелах по клеткам, смежным с собственным кораблем).
- Fog Over Fisher Bank (Туман над банкой Фишера): На сетке 8x8 каждый игрок размещает четыре однопалубных лодки. Игроки делают один выстрел за ход. Попадание топит лодку. Промах предоставляет числовую информацию: количество лодок, расположенных по прямой линии (во всех четырех основных направлениях) от места промаха.
- Tetris Battleship (Тетрис Морской бой): В этом варианте представлены корабли в форме блоков Тетриса. Флот из шести таких кораблей спрятан на сетке. Эти корабли могут касаться края поля, но не должны касаться друг друга.
Электронные реализации физической игры
- Battleship: Electronic Naval Warfare (Морской бой: Электронная морская война): Эта версия интегрирует электронные функции в физическую настольную игру, представляя новые элементы, такие как оружие и радарные технологии. Эти дополнения имитируют современный морской бой и привносят повышенную сложность и долговечность в игру.
Альтернативные методы игры
- Battleship Printable (Распечатываемый "Морской бой"): Бесплатные шаблоны игровой сетки позволяют игрокам играть в традиционную физическую игру удаленно, например, по видеосвязи, используя стандартный флот из авианосца, эсминца, подводной лодки и линкора.
4. Цифровые реализации игры
Помимо физических настольных игр, "Морской бой" значительно перешел в цифровые форматы, предлагая новые функции и доступность.
Электронный "Морской бой"
Эта версия интегрирует электронные функции и звуковые эффекты. Электронный блок управляет игровым процессом, отслеживает ходы и обеспечивает звуковую обратную связь для попаданий и потоплений. Он часто включает различные игровые режимы и настройки сложности.
Адаптации для мобильных приложений
Многочисленные приложения для смартфонов и планшетов предлагают различные варианты "Морского боя". Эти приложения часто включают многопользовательские возможности, параметры для настройки дизайна кораблей и даже геймплей с дополненной реальностью (AR). Их удобство позволяет играть "на ходу". Некоторые приложения специально эмулируют классический геймплей "Морского боя", добавляя новые функции и способы игры, часто с многопользовательскими онлайн-опциями, подходящими для соревнований с друзьями или семьей удаленно.
Многопользовательский онлайн "Морской бой"
Веб-версии позволяют проводить матчи в реальном времени между игроками по всему миру. Эти реализации часто отличаются сложной графикой, интерактивными интерфейсами и социальными элементами, передавая азарт традиционной игры в конкурентной онлайн-среде.
Виртуальная реальность (VR) "Морской бой"
Предлагая захватывающий опыт, VR-версии переносят игроков в виртуальную морскую среду с использованием VR-гарнитуры. 360-градусные визуальные эффекты и реалистичные звуковые эффекты призваны погрузить игроков непосредственно в действие.
Цифровые игровые инструменты
Цифровые версии, такие как "Battleship Fleet Command", служат продвинутыми игровыми инструментами. Они предлагают различные уровни ИИ-противников, предоставляя игрокам платформу для практики и оттачивания своих стратегий.
Конкретные онлайн-платформы и загружаемые цифровые версии
- Battleship Online (umatechnology.org): Эта версия фокусируется на передаче сути настольной игры с цифровым удобством, предлагая классический геймплей, многопользовательский режим против друзей или случайных противников, настраиваемые сетки (помимо стандартной 10x10, позволяющие изменять размер и типы кораблей), а также увлекательные звуковые эффекты и графику.
- Plays.org Battleship (umatechnology.org): Предлагает бесплатную версию с простым и понятным интерфейсом, сильным однопользовательским режимом против ИИ и предоставляет дополнительные подсказки и стратегические преимущества для игроков. Он доступен на любом устройстве с доступом в Интернет.
- Sea Battle 2 (umatechnology.org): Поднимает ностальгическое настроение с современной 3D-графикой, позволяет игрокам разблокировать различные типы кораблей и оружия по мере продвижения, предлагает несколько игровых режимов, включая традиционные, эпические сражения и события, а также имеет социальную интеграцию. Он доступен в браузерах и на мобильных устройствах.
- Naval Clash: Battleship (umatechnology.org): Представляет уникальный поворот с красочной графикой и анимацией, позволяет игрокам располагать корабли в различных пользовательских макетах для стратегических возможностей, использует пошаговую игру и включает интерактивные учебные пособия для начинающих.
- Battleship War (umatechnology.org & makeuseof.com): Эта версия включает современные функции и улучшенную графику, описываемую как продвинутую и гладкую, с 3D-подобной перспективой и анимацией для ракет. Она предлагает расширенные игровые возможности, включая классический и расширенный режимы (последний с самолетами и радаром для обнаружения и бомбардировки врага). Дополнительные функции включают получение специальных привилегий и бонусов через Mystery Boxes, систему повышения уровня на основе очков опыта, полученных за победы в матчах и выполнение заданий, а также интегрированную функцию чата для социального взаимодействия во время матчей. Доступна версия HTML5.
- Battleship Games (makeuseof.com): Этот сайт содержит различные онлайн-игры "Морской бой", включая такие вариации, как
Battleship Advanced Mission
(полномасштабная морская война с озвучкой и деталями тоннажа кораблей) иTorpedo Attack
(где игроки угадывают и атакуют флот компьютера торпедами). - Battleship (makeuseof.com, simple grid): Представляет простой интерфейс сетки 10x10, близко имитирующий классическое ощущение бумажной игры. Он поддерживает максимум двух игроков (друг или случайный противник) из любой точки мира, включает функцию чата, является многоязычным и может быть установлен как расширение Chrome.
- BoomBoomBoat (makeuseof.com): Бесплатная игра, позволяющая проводить частные матчи с друзьями, случайными незнакомцами или против ИИ. Она отличается чистыми визуальными эффектами и быстрым темпом, в нее можно играть на любой операционной системе с браузером.
- Papergames Battleship (makeuseof.com): Красочный вариант, стремящийся воспроизвести классическое ощущение игры с карандашом и бумагой. Он предлагает ежедневные игры против игроков по всему миру, таблицу лидеров, отслеживающую победы и поражения для глобального рейтинга, вход в систему с псевдонимом для сохранения рейтинга и игровые монеты для настройки учетных записей с помощью аватаров и смайликов, используемых в чате. Игроки также могут создавать частные турниры.
- Sea Battleship (makeuseof.com): Бесплатная игра HTML5, разработанная для того, чтобы вызвать ощущение старой игры с ручкой и бумагой, даже с грубыми рисунками кораблей. Она следует классическим правилам и позволяет играть против друга (на одном компьютере с сетками рядом) или компьютера. Включает фоновый звук плещущихся волн.
- Intergalactic Battleship (makeuseof.com): Меняет обстановку на космос (космос), сохраняя при этом основные правила. Игроки могут выбирать один из трех режимов сложности против ИИ-противника (называемого "Звездой Смерти"). Он отличается тонкими различиями в сетке и по-разному оформленными галактическими кораблями, в том числе одним, напоминающим "Тысячелетний сокол". Примечательно, что в этой версии нет многопользовательского режима.
- Hasbro's Battleship (softonic.com): Загружаемая цифровая версия, которая переносит классическую настольную игру в цифровую среду с онлайн-режимом PvP. Описывается как имеющая механику, аналогичную пошаговым ролевым играм, таким как
Battleship Fleet Command
, но с уникальными улучшениями. Он предлагает три различных режима игры: PvE, онлайн-соревнования в кооперативном режиме и режим Commander's, ориентированный на тактические маневры с вымышленными флотоводцами и историческим колоритом.
5. Стратегии игры
Стратегическая глубина "Морского боя" была предметом анализа, охватывающего как тактику, применяемую людьми, так и сложные алгоритмические подходы.
Стратегии расстановки кораблей
Эффективная расстановка флота является критически важным элементом стратегии. Изученные материалы описывают несколько проверенных подходов и принципов:
- Компактная защита / Группировка: Крупные корабли группируются в одном углу поля, а малые единицы располагаются на оставшемся пространстве. Преимуществом является простота контроля, недостатком – легко читаемый паттерн для противника. Один из источников (Mail.ru) описывает этот принцип как "большие корабли плотно с одной стороны ставить максимально близко друг к другу, чтобы как можно меньше места занимали, а маленькие - свободно раскидать на оставшемся".
- Диагональное расположение: Корабли размещаются по диагоналям игрового поля. Этот метод затрудняет поиск для противников, использующих систематический обстрел строк или столбцов, создавая эффект "размазанности" флота. Однако он требует высокой внимательности при расстановке.
- Шахматный порядок: Корабли располагаются через клетку друг от друга, формируя узор, напоминающий шахматную доску. Этот вариант максимально усложняет задачу противнику, но увеличивает риск случайного нарушения правила безопасности. Эксперт компании ssl-team.com, Евгений Игоревич Жуков, рекомендует начинать освоение стратегий именно с этой схемы, адаптируя ее под свой стиль игры.
Помимо этих схем, источник на Habr (agorkov) предлагает принцип оптимального размещения, который является обратным принципу оптимальной стрельбы. Суть его в том, чтобы минимизировать количество гарантированно свободных клеток, которые противник получает при уничтожении ваших кораблей. Размещение крупных кораблей (линкора, крейсера) вдоль границы поля или в углах является более выгодным, чем в центре. Например, линкор в углу открывает всего 6 гарантированно свободных полей, тогда как в центре – 14. Крейсер в углу открывает 6 полей вместо 12. Такое размещение крупных кораблей оставляет больше свободного пространства для катеров, поиск которых в конце игры сводится к удаче, тем самым усложняя задачу противнику.
Обсуждение на dxdy.ru, в котором участвует пользователь komand, предлагает рассматривать стратегии расстановки с точки зрения минимизации количества свободных полей. Утверждается, что единственным параметром, существенно влияющим на игру, является количество свободных полей, оставшихся после расстановки: чем их больше, тем расстановка лучше, так как противнику сложнее найти корабли, особенно однопалубные в конце игры. Однако, увеличение количества свободных полей достигается за счет размещения кораблей ближе к границам поля, что делает саму расстановку более предсказуемой. В рамках симуляций были протестированы различные стратегии расстановки: случайная, уплотненная и предельно уплотненная, названная "по Перельману" (прижатие всех многопалубных кораблей к бортам). Симуляции показали, что чем более уплотненная расстановка используется, тем больше попыток требуется противнику для уничтожения флота. Даже если противник знает, что вы используете расстановку "по Перельману", у вас сохраняется небольшое преимущество (3% по данным симуляций). При использовании просто "уплотненной" расстановки (вместо "по Перельману") преимущество возрастает до 11% по сравнению со случайной расстановкой у противника.
Дополнительно, источники подчеркивают важность дистанции между кораблями. Согласно стандартным правилам, корабли не должны соприкасаться. Рекомендуется оставлять пропуск в одну или две клетки между кораблями, чтобы противнику было труднее найти следующий корабль после уничтожения текущего. Однако, в некоторых вариантах правил допускается расстановка соприкасающихся кораблей. Это может служить стратегией для запутывания противника относительно типа потопленного корабля, но является рискованным, так как может привести к случайному обнаружению других кораблей.
Также важной тактикой расстановки является учет поведения противника. Если вы часто играете с одним и тем же соперником, можно повысить шансы на успех, расставляя корабли в тех местах, по которым противник редко стреляет. Следует постараться запомнить участки, обстреливаемые противником чаще всего (например, центр поля, правая сторона, нижний левый угол), и избегать размещения там своих кораблей.
Подчеркивается, что идеальной универсальной схемы расстановки не существует. Успешные игроки часто комбинируют элементы различных подходов, создавая уникальные и непредсказуемые конфигурации.
Стратегии поиска и уничтожения кораблей (Методы атаки)
Активная фаза игры требует систематического подхода к поиску кораблей противника. Изученные материалы описывают следующие тактики:
- Шахматный обстрел: Атака клеток только одного цвета (черных или белых) условной шахматной доски. Этот метод считается эффективным против крупных кораблей (двухпалубных и более), так как они гарантированно занимают хотя бы одну клетку соответствующего цвета, или, при размещении по прямой, клетки обоих цветов. Чтобы не запутаться, можно представить диагональную линию от верхнего левого угла до нижнего правого как "темные" клетки, а от верхнего правого до нижнего левого как "светлые". После первого попадания случайный обстрел прекращается и начинается целевая стрельба.
- Диагональное сканирование: Последовательный обстрел клеток, расположенных по диагоналям поля. Преимущество – равномерное покрытие всех зон поля без создания очевидных пустот. По наблюдениям Артёма Викторовича Озерова, специалиста компании ssl-team.com с 15-летним опытом, этот метод эффективен против новичков, склонных группировать корабли.
- Перекрестный метод: Создание сетки из пересекающихся линий обстрела. Позволяет эффективно выявлять как горизонтально, так и вертикально расположенные корабли. При этом важно учитывать психологический аспект, так как многие игроки избегают классических паттернов. Эксперт компании ssl-team.com, Светлана Павловна Данилова, отмечает важность гибкости в выборе стратегии атаки.
Источник на Habr (agorkov) предлагает оптимальную стратегию стрельбы, основанную на приоритете уничтожения самых крупных кораблей:
- Приоритет: Сначала ищутся и уничтожаются линкоры (4-палубные), затем крейсеры (3-палубные), потом эсминцы (2-палубные), и в последнюю очередь – катера (1-палубные). Это объясняется тем, что уничтожение крупного корабля дает информацию о большем количестве гарантированно свободных клеток (линкор – 14, крейсер – 12), сокращая общее число клеток для проверки.
- Реализация поиска линкора: Предлагается разбивать поле на участки 4х4 клетки. Существуют схемы обстрела (например, по одной проверенной клетке на каждой горизонтали и вертикали в пределах участка), гарантирующие попадание в линкор в таком участке не более чем за 4 выстрела. На поле 10х10 оптимальные варианты гарантируют попадание в линкор максимум за 24 выстрела.
- Реализация поиска крейсеров и эсминцев: После уничтожения линкора используются аналогичные методики, разбивая поле на квадраты со стороной 3 и 2 клетки соответственно.
- Поиск катеров: Для однопалубных кораблей оптимальной стратегии поиска не существует, и в конце игры приходится полагаться в основном на удачу.
В обсуждении на dxdy.ru пользователь komand, основываясь на результатах симуляций, выделяет три вида стратегий нанесения огня: случайный, сеткой (по системе) и "оптимизация". Под "оптимизацией" понимается выбор каждого следующего выстрела с учетом наиболее вероятного расположения оставшихся кораблей, что, по мнению автора, больше подходит для компьютерной реализации. Симуляции показали, что при случайном расположении кораблей противника приоритет стрельбы (по центру, углам или периферии) не оказывает существенного влияния на количество попыток (в пределах точности 0.01%). Однако, использование приоритетов становится удобным и дает преимущество в случае, если противник использует уплотненное расположение кораблей.
Общие правила стрельбы, согласно обоим источникам, включают: не стрелять по клеткам, окружающим уничтоженный корабль; сразу добивать подбитый корабль для получения информации о свободных клетках; фиксировать результаты каждого выстрела; отмечать гарантированно пустые клетки; использовать систему приоритетов; обновлять стратегию в зависимости от полученной информации.
Дополнительные тактики атаки, упомянутые в источниках:
- Обстрел центра поля: Статистически, вероятность первого попадания выше при обстреле центральной части поля, особенно участка 4х4 клетки, где с большой вероятностью могут находиться крупные корабли.
- Переход к другому участку после промахов: Если вы дважды промазали в одном месте, рекомендуется переключиться на обстрел другого участка поля. Вероятность снова промахнуться будет меньше, если охватить большую площадь, а не продолжать стрелять в неудачное место.
- Целевой обстрел после попадания: После первого попадания необходимо сократить площадь обстрела до ближайших клеток по горизонтали и вертикали вокруг удачного выстрела. Следует стрелять в ближайшую клетку выше, ниже, правее или левее. Если новый выстрел с одной стороны окажется промахом, в следующий раз стреляйте в противоположную сторону. Продолжайте такой целевой обстрел до полного уничтожения корабля. После потопления корабля следует вернуться к случайным обстрелам (возможно, снова начиная с центра), чтобы найти следующий корабль.
- Варьирование начального квадрата: Рекомендуется каждый раз менять начальный квадрат случайного обстрела, например, начинать с A-3, затем с Б-4, В-5 и так далее.
- Фокусировка поиска по мере уничтожения кораблей: После уничтожения всех мелких кораблей противника следует сконцентрироваться на тех местах, где могут скрываться крупные корабли. Неразумно обстреливать места, куда может поместиться только двухпалубный корабль, если у противника остались только более крупные корабли.
Статья на ВКонтакте от neosuvenir72 кратко отмечает, что оптимальная стратегия размещения кораблей в некотором смысле является обратной оптимальной стратегии стрельбы.
Продвинутые техники и комбинированные подходы
Профессиональные игроки, как отмечается в источнике ssl-team.com, часто используют более сложные, комбинированные методы:
- Метод зонирования: Игровое поле мысленно делится на несколько секторов (обычно 4 или 9), и к каждому сектору применяется своя техника обстрела (например, шахматный обстрел в одном, диагональное сканирование в другом).
- Адаптивная схема: Стратегия атаки меняется в зависимости от полученных результатов. Если в определенной зоне было несколько попаданий, плотность обстрела в этой зоне увеличивается, а в других – снижается. Математическое моделирование показывает, что такой подход может сократить время поиска флота на 25-30% по сравнению с фиксированными стратегиями.
- Работа с вероятностями: После каждого хода производится пересчет вероятности нахождения кораблей в оставшихся клетках с учетом размеров еще не найденных кораблей, правил размещения, истории попаданий/промахов, психологических предпочтений противника и оставшегося игрового времени.
Экспертная команда ssl-team.com подчеркивает важность документирования игры. Ведение подробных записей о каждой партии, анализ ошибок и успешных решений отличает профессионала от любителя и позволяет выявлять и устранять слабые места в собственной стратегии.
Распространенные ошибки и способы их предотвращения
Изученные материалы выделяют несколько типичных ошибок, снижающих шансы на победу:
- Синдром кластера: Чрезмерная концентрация на одном секторе поля при игнорировании других зон. Особенно опасно при использовании диагональных методов обстрела.
- Преждевременная фиксация на стратегии: Продолжение использования одной и той же схемы обстрела, даже если противник изменил тактику.
- Отсутствие гибкости и адаптивности: Неспособность быстро переключаться между стратегиями в меняющейся ситуации.
- Повторный обстрел проверенных клеток: Пустая трата ходов.
- Игнорирование психологического фактора противника: Неучет возможных "приманок" или типичного поведения, а также его привычных мест расстановки кораблей.
- Недостаточная документация ходов: Приводит к повторным ошибкам и потере информации. Артём Викторович Озеров рекомендует использовать специальную систему маркировки клеток.
- Неспособность контролировать эмоциональное состояние: Принятие необдуманных решений под влиянием эмоций (например, при серии промахов).
Для предотвращения этих ошибок рекомендуется: избегать повторного обстрела, не зацикливаться на одном секторе, находить баланс между системным и хаотичным обстрелом, учитывать психологию противника, контролировать эмоции и вести четкую документацию ходов.
Практические вопросы
В материалах затрагиваются практические вопросы, возникающие у игроков:
- Реакция на серию промахов: Важно сохранять хладнокровие, не менять стратегию резко. Рекомендуется временно переключиться на другой сектор или изменить метод обстрела. Если промахов два подряд в одном месте, стоит перейти к обстрелу другого участка.
- Действия при обнаружении части крупного корабля: Необходимо организовать систематический обстрел соседних клеток для его добивания. Следует сократить площадь поиска до клеток, непосредственно прилегающих к попаданию по горизонтали и вертикали. Стрелять нужно в ближайшую соседнюю клетку. Если выстрел в одном направлении оказался промахом, следующий выстрел должен быть в противоположном направлении от попадания. Такой целевой обстрел продолжается до полного уничтожения корабля, о чем должен объявить противник. После потопления корабля следует вернуться к случайному поиску следующего.
Алгоритмические стратегии
Стратегическая глубина "Морского боя" также была проанализирована с помощью алгоритмических подходов, особенно в отношении методов автоматизированного геймплея.
- Random Strategy (Случайная стратегия): Это самый простой подход, при котором выстрелы производятся в совершенно случайные места на доске. Симуляции показывают, что ИИ этого уровня потребует примерно 96 ходов для выигрыша в 50% игр.
- Hunt Algorithm (Алгоритм охоты): Эта стратегия улучшает случайную стрельбу. Первоначально выстрелы могут быть случайными, но после регистрации попадания алгоритм переключается в режим "охоты", систематически ища соседние квадраты (вверх, вниз, влево, вправо), чтобы найти остальную часть корабля. Этот ИИ значительно сокращает среднюю продолжительность игры, завершая 50% смоделированных игр примерно за 65 ходов.
- Hunt + Parity Algorithm (Алгоритм охоты + четность): Усовершенствование алгоритма Hunt, эта стратегия включает принцип четности. Поскольку корабли занимают смежные квадраты, они всегда будут покрывать плитки с нечетными и четными координатами (предполагая шахматный порядок). Алгоритм использует эту информацию, чтобы избежать стрельбы по квадратам, которые, основываясь на предыдущих выстрелах и правиле четности, вряд ли будут содержать сегмент корабля.
- Final Strategy (Финальная стратегия): Эта продвинутая стратегия основана на вычислении распределения вероятностей местоположения кораблей по доске. Затем алгоритм определяет приоритет стрельбы по ячейке с наивысшей рассчитанной вероятностью содержания сегмента корабля.
6. Анализ и синтез
Эволюция "Морского боя" демонстрирует двойной путь развития. Физические вариации, в том числе с электронными компонентами, и методы для удаленной игры, в первую очередь сосредоточены на изменении установленных правил взаимодействия, состава флота, размера доски или доступности информации для создания новых игровых впечатлений и тактических задач. С другой стороны, цифровые реализации используют технологии для улучшения представления игры, доступности и функций, переходя от простого электронного отслеживания к сложным онлайн-многопользовательским режимам, захватывающим VR-средам, специальным инструментам для практики и широкому спектру конкретных онлайн-игр, каждая из которых предлагает уникальные графические стили, игровые режимы и функции.
Важно отметить, что как физические, так и цифровые форматы предоставляют платформу для стратегического взаимодействия. Игроки-люди разрабатывают интуитивные тактики, основанные на наблюдении, распознавании образов (например, четности) и рассчитанных рисках при размещении и нацеливании кораблей. В то же время, цифровые платформы, особенно среды моделирования, предоставляют плодородную почву для разработки и тестирования сложных алгоритмических стратегий. Это подчеркивает, как цифровые реализации не только предоставляют новые способы игры, но и позволяют проводить более глубокий стратегический анализ и исполнение. Кроме того, структура игры по своей сути предлагает образовательную ценность, обучая стратегическому мышлению, пространственному восприятию и базовой координатной геометрии. Хотя традиционно это игра для двух игроков, существуют варианты, позволяющие играть большему количеству игроков или команд, что способствует сотрудничеству и стратегическому планированию в больших группах, и многие онлайн-версии позволяют играть против друзей, незнакомцев или ИИ-противников.
5. Стратегии игры (продолжение)
Стратегическая глубина "Морского боя" была предметом анализа, охватывающего как тактику, применяемую людьми, так и сложные алгоритмические подходы.
Стратегии расстановки кораблей (продолжение)
Человеческие игроки используют различные стратегии для максимизации попаданий и защиты своего флота, как обсуждается в источниках, таких как wikiHow и checkcharm.com.
- Тактики расстановки кораблей: Опытные игроки признают, что начальная расстановка значительно влияет на игру. Стратегии включают:
- Разнесение кораблей, в идеале на одну или две клетки, чтобы противнику было труднее потопить несколько кораблей при попадании в один.
- Размещение кораблей так, чтобы они касались, но не перекрывали друг друга. Некоторые игроки используют это как потенциально рискованную стратегию, чтобы запутать противника относительно типа потопленного корабля.
- Размещение кораблей чаще вертикально, чем горизонтально, основываясь на наблюдении, что противники могут склонны сканировать поле слева направо, потенциально делая вертикальные корабли более трудными для обнаружения. Например, размещение трехпалубного корабля в A1, B1, C1, а не в A1, A2, A3.
- Группирование кораблей неожиданным образом или размещение их по границам карты — областям, куда противники могут быть менее склонны стрелять изначально.
- Избегание легко угадываемых шаблонов или последовательностей в расстановке.
- Использование комбинации этих техник одновременно для всех пяти кораблей.
Стратегии поиска и уничтожения кораблей (Методы атаки) (продолжение)
- Тактики стрельбы и нацеливания: Помимо случайных выстрелов, игроки используют систематические подходы:
- Сначала прицеливание в центр поля, особенно в квадрат 4x4, поскольку, по статистике, эта область более вероятно содержит крупные корабли, такие как авианосцы или линкоры, по мнению игрового эксперта Эштона Ву (Ashton Wu) из Shelfside.
- Использование принципа четности, представляя поле как шахматную доску и стреляя только по квадратам определенного "цвета" (например, только по нечетным или только по четным координатам). Поскольку корабли занимают как минимум две клетки, они должны касаться квадратов обоих "цветов", что позволяет игрокам методично покрывать поле более эффективно до первого попадания. В человеческой игре это иногда называют стратегией "Охоты".
- Переход от сегмента поля после двух последовательных промахов, так как вероятность того, что вы дважды промахнулись в небольшой области, ниже, чем вероятность того, что область свободна.
- Балансирование огня между атакой центра и краев поля для сбора информации о расположении кораблей противника.
- После регистрации попадания, сужение области прицеливания до клеток, непосредственно окружающих попадание (вверх, вниз, влево, вправо), чтобы найти остальную часть корабля. Если выстрел в одном направлении оказался промахом, игрок должен попробовать противоположное направление от исходного попадания. Этот процесс продолжается до потопления корабля.
- После потопления корабля игроки возобновляют случайную стрельбу (или фокусируются на центре), чтобы найти следующий корабль и повторить процесс нацеливания.
- Использование определенного шаблона (например, шахматный или зигзаг) для методичного и эффективного покрытия поля до первого попадания.
- Тактика наблюдения: Расшифровка подхода противника (методичный или хаотичный) путем наблюдения за его первыми ходами может предоставить ценную информацию. Например, противник, который становится слишком самоуверенным после попадания, может слишком узко сфокусироваться на этой области, что позволит игроку планировать контратаки в других местах.
Алгоритмические стратегии (продолжение)
Стратегическая глубина "Морского боя" также была проанализирована с помощью алгоритмических подходов, особенно в отношении методов автоматизированного геймплея. Согласно сообщению в блоге paulvanderlaken.com от 21.01.2019, вдохновленному блогом Ника Берри (Nick Berry) DataGenetics от 2012 года, различные алгоритмы представляют разные уровни искусственного интеллекта:
- Random Strategy (Случайная стратегия): Это самый базовый подход, при котором выстрелы производятся в совершенно случайные места на доске. Симуляции, обсуждаемые paulvanderlaken.com, показывают, что ИИ этого уровня "отвлеченного младенца" потребует примерно 96 ходов для выигрыша в 50% игр.
- Hunt Algorithm (Алгоритм охоты) (Стратегия охоты и нацеливания): Эта стратегия улучшает случайную стрельбу. Первоначально выстрелы могут быть случайными, но после регистрации попадания алгоритм переключается в режим "охоты", систематически ища соседние квадраты (вверх, вниз, влево, вправо), чтобы найти остальную часть корабля. ИИ этого уровня "разумных взрослых" значительно сокращает среднюю продолжительность игры, завершая 50% смоделированных игр примерно за 65 ходов.
- Hunt + Parity Algorithm (Алгоритм охоты + четность) (Стратегия с шляпой и четностью): Усовершенствование алгоритма Hunt, эта стратегия включает принцип четности. Поскольку корабли занимают смежные квадраты, они всегда будут покрывать плитки с нечетными и четными координатами (предполагая шахматный порядок). Алгоритм использует эту информацию, чтобы избежать стрельбы по квадратам, которые, основываясь на предыдущих выстрелах и правиле четности, вряд ли будут содержать сегмент корабля.
- Final Strategy (Финальная стратегия) (Наиболее эффективная): Эта продвинутая стратегия, описанная в проекте
lnadi17/battleship-simulator
на GitHub, основана на вычислении распределения вероятностей местоположения кораблей по доске. Затем алгоритм определяет приоритет стрельбы по ячейке с наивысшей рассчитанной вероятностью содержания сегмента корабля. Этот подход характеризуется как ИИ уровня "математического гения".
Проект lnadi17/battleship-simulator
пользователя lnadi17 предоставляет реализации этих стратегий на Python. Ключевые компоненты включают класс Gameboard.py
, который имитирует игровое поле, обрабатывает расстановку кораблей (потенциально используя класс Random.py
для генерации допустимых случайных местоположений), обрабатывает выстрелы, отслеживает статистику и генерирует визуальные представления. Jupyter Notebooks в репозитории (random-strategy.ipynb
, hunt-and-target-strategy.ipynb
, hat-with-parity-strategy.ipynb
, final-strategy.ipynb
) демонстрируют и анализируют производительность каждой стратегии. Реализация проекта была вдохновлена той же статьей DataGenetics Ника Берри, которая послужила основой для видео Vsauce2 на эту тему. Проект распространяется под лицензией MIT.
Продвинутые техники и комбинированные подходы (продолжение)
Профессиональные игроки, как отмечается в источнике ssl-team.com, часто используют более сложные, комбинированные методы:
- Метод зонирования: Игровое поле мысленно делится на несколько секторов (обычно 4 или 9), и к каждому сектору применяется своя техника обстрела (например, шахматный обстрел в одном, диагональное сканирование в другом).
- Адаптивная схема: Стратегия атаки меняется в зависимости от полученных результатов. Если в определенной зоне было несколько попаданий, плотность обстрела в этой зоне увеличивается, а в других – снижается. Математическое моделирование показывает, что такой подход может сократить время поиска флота на 25-30% по сравнению с фиксированными стратегиями.
- Работа с вероятностями: После каждого хода производится пересчет вероятности нахождения кораблей в оставшихся клетках с учетом размеров еще не найденных кораблей, правил размещения, истории попаданий/промахов, психологических предпочтений противника и оставшегося игрового времени.
Экспертная команда ssl-team.com подчеркивает важность документирования игры. Ведение подробных записей о каждой партии, анализ ошибок и успешных решений отличает профессионала от любителя и позволяет выявлять и устранять слабые места в собственной стратегии.
Распространенные ошибки и способы их предотвращения (продолжение)
Изученные материалы выделяют несколько типичных ошибок, снижающих шансы на победу:
- Синдром кластера: Чрезмерная концентрация на одном секторе поля при игнорировании других зон. Особенно опасно при использовании диагональных методов обстрела.
- Преждевременная фиксация на стратегии: Продолжение использования одной и той же схемы обстрела, даже если противник изменил тактику.
- Отсутствие гибкости и адаптивности: Неспособность быстро переключаться между стратегиями в меняющейся ситуации.
- Повторный обстрел проверенных клеток: Пустая трата ходов.
- Игнорирование психологического фактора противника: Неучет возможных "приманок" или типичного поведения, а также его привычных мест расстановки кораблей.
- Недостаточная документация ходов: Приводит к повторным ошибкам и потере информации. Артём Викторович Озеров рекомендует использовать специальную систему маркировки клеток.
- Неспособность контролировать эмоциональное состояние: Принятие необдуманных решений под влиянием эмоций (например, при серии промахов).
Для предотвращения этих ошибок рекомендуется: избегать повторного обстрела, не зацикливаться на одном секторе, находить баланс между системным и хаотичным обстрелом, учитывать психологию противника, контролировать эмоции и вести четкую документацию ходов.
Практические вопросы (продолжение)
В материалах затрагиваются практические вопросы, возникающие у игроков:
- Реакция на серию промахов: Важно сохранять хладнокровие, не менять стратегию резко. Рекомендуется временно переключиться на другой сектор или изменить метод обстрела. Если промахов два подряд в одном месте, стоит перейти к обстрелу другого участка.
- Действия при обнаружении части крупного корабля: Необходимо организовать систематический обстрел соседних клеток для его добивания. Следует сократить площадь поиска до клеток, непосредственно прилегающих к попаданию по горизонтали и вертикали. Стрелять нужно в ближайшую соседнюю клетку. Если выстрел в одном направлении оказался промахом, следующий выстрел должен быть в противоположном направлении от попадания. Такой целевой обстрел продолжается до полного уничтожения корабля, о чем должен объявить противник. После потопления корабля следует вернуться к случайному поиску следующего.
6. Анализ и синтез (продолжение)
Эволюция "Морского боя" демонстрирует двойной путь развития. Физические вариации, в том числе с электронными компонентами, такие как 'Battleship: Electronic Naval Warfare', и методы для удаленной игры, такие как использование шаблонов 'Battleship Printable', в первую очередь сосредоточены на изменении установленных правил взаимодействия, состава флота, размера доски или доступности информации для создания новых игровых впечатлений и тактических задач. С другой стороны, цифровые реализации используют технологии для улучшения представления игры, доступности и функций, переходя от простого электронного отслеживания к сложным онлайн-многопользовательским режимам, захватывающим VR-средам, специальным инструментам для практики, таким как 'Battleship Fleet Command', и широкому спектру конкретных онлайн-игр, таких как Battleship Online
, Plays.org Battleship
, Sea Battle 2
, Naval Clash: Battleship
, Battleship War
, Battleship Games
, Battleship
(простая сетка), BoomBoomBoat
, Papergames Battleship
, Sea Battleship
, Intergalactic Battleship
, и загружаемых версий, таких как Hasbro's Battleship
, каждая из которых предлагает уникальные графические стили, игровые режимы и функции.
Важно отметить, что как физические, так и цифровые форматы предоставляют платформу для стратегического взаимодействия. Игроки-люди разрабатывают интуитивные тактики, основанные на наблюдении, распознавании образов (например, четности) и рассчитанных рисках при размещении и нацеливании кораблей, как описано в источниках, таких как wikiHow и checkcharm.com, и игровым экспертом Эштоном Ву. В то же время, цифровые платформы, особенно среды моделирования, такие как разработанная lnadi17, предоставляют плодородную почву для разработки и тестирования сложных алгоритмических стратегий. Анализ, начатый Ником Берри и реализованный в проектах, таких как lnadi17/battleship-simulator
, демонстрирует, как вычислительная мощность может быть применена для разработки высокоэффективных методов нацеливания, выходящих далеко за рамки интуитивной человеческой игры, используя вероятностный анализ для оптимизации выбора выстрела. Это подчеркивает, как цифровые реализации не только предоставляют новые способы игры, но и позволяют проводить более глубокий стратегический анализ и исполнение. Кроме того, структура игры по своей сути предлагает образовательную ценность, обучая стратегическому мышлению, пространственному восприятию и базовой координатной геометрии, как отмечается в обсуждениях об образовательных играх и происхождении игры. Хотя традиционно это игра для двух игроков, существуют варианты, позволяющие играть большему количеству игроков или команд, что способствует сотрудничеству и стратегическому планированию в больших группах, и многие онлайн-версии позволяют играть против друзей, незнакомцев или ИИ-противников.
Заключение:
На основе предоставленных материалов можно сделать вывод, что игра "Морской бой" существует в богатом разнообразии форм. Вариации физической настольной игры, включая электронные версии и распечатываемые шаблоны для удаленной игры, вводят разнообразные наборы правил, конфигурации поля и механику игрового процесса, предлагая различные тактические задачи. В то же время, цифровые реализации, включая электронный "Морской бой", мобильные приложения, многопользовательские онлайн-платформы, опыт виртуальной реальности, цифровые инструменты, такие как 'Battleship Fleet Command', и широкий спектр конкретных онлайн-игр и загружаемых версий, таких как Battleship Online
, Plays.org Battleship
, Sea Battle 2
, Naval Clash: Battleship
, Battleship War
, Battleship Games
, Battleship
(простая сетка), BoomBoomBoat
, Papergames Battleship
, Sea Battleship
, Intergalactic Battleship
, и Hasbro's Battleship
, модернизируют игру с расширенными функциями, возможностями подключения, иммерсивными качествами и уникальными игровыми режимами. Эти реализации дополняются разнообразными стратегическими подходами: игроки-люди применяют тактики, связанные с расстановкой кораблей, систематическими шаблонами стрельбы (включая четность) и наблюдением за противником, в то время как сложные алгоритмические стратегии, варьирующиеся от простой случайной стрельбы до продвинутых вероятностных методов нацеливания, вдохновленных анализами, такими как анализ Ника Берри и реализованными в проектах, таких как lnadi17/battleship-simulator
пользователя lnadi17, используют вычислительную мощность для оптимальной игры. Игра, возникшая в Первой мировой войне, также предлагает образовательные преимущества и может быть адаптирована для больших групп или различных типов противников. Это демонстрирует, что "Морской бой" продолжает оставаться динамичной игрой, развивающейся как в своем формате, так и в стратегических подходах, применяемых для ее освоения.
2025-06-12
Источники (59)
- Правила игры в Морской бой на бумаге, тактика. - http://morskoi-boy.ru/pravila-igry-v-morskoj-boj/
- Игра «морской бой»: расстановка кораблей :: Александр Набатчиков - http://nabatchikov.com/blog/view/BattleshipAI2
- Теория игры в морской бой: Расстановка кораблей - http://sea-battle.ru/rass.php
- Морской бой 2 - App Store - https://apps.apple.com/ru/app/%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B1%D0%BE%D0%B9-2/id913173849
- Как играть в морской бой: Полное руководство - Blique - https://blique.com.ua/ru/kak-igrat-v-morskoi-boi/
- Battleship: A Strategic Guide to Winning the Classic Game - https://boardgameencyclopedia.com/battleship/
- Win at Battleship: 14 Proven Strategies to Win More Often - https://boostyourplay.com/win-at-battleship-14-proven-strategies-to-win-more-often/
- Battleship | ClassicReload.com - https://classicreload.com/battleship.html-0
- Статистический анализ стратегий игры "Морской бой" – тема ... - https://cyberleninka.ru/article/n/statisticheskiy-analiz-strategiy-igry-morskoy-boy
- Морской бой игра — купить в интернет-магазине ДетМир в Минске - https://detmir.by/catalog/index/name/nastolnye_igry/populyarnye_igry_nastolki-morskoy_boy/
- Морской бой. Стратегия через теорию вероятностей ... - https://dxdy.ru/topic145181.html
- Effective Ways to Play Battleship in 2025: Learn Strategies! - https://fixhint.info/everydayskills/how-to-play-battleship-games-strategies
- Тактика ведения морского боя. - Библиотека - Официальный форум игры ... - https://forum.korabli.su/topic/6709-тактика-ведения-морского-боя/
- Как играть в морской бой: правила и стратегия игры - https://fun.24tv.ua/ru/kak-igrat-v-morskoj-boj-pravila-i-strategija-unichtozhenija-vrazheskogo-flota-razvlechenija_n2546604
- Морской бой - подробные правила игры - https://gamerules.ru/morskoi-boi
- Battleship game winning strategy implementation based on ... - GitHub - https://github.com/lnadi17/battleship-simulator
- shravzzv/ODIN-Battleship-project - GitHub - https://github.com/shravzzv/ODIN-Battleship-project
- Оптимальный алгоритм игры в морской бой / Хабр - https://habr.com/ru/articles/180995/
- Оптимальный алгоритм игры в морской бой / Комментарии / Хабр - https://habr.com/ru/articles/180995/comments/
- Hasbro's Battleship - Download - https://hasbros-battleship.en.softonic.com/
- Как играть в морской бой инструкция - Все инструкции и руководства по ... - https://instruka.ru/kak-igrat-v-morskoj-boj-instrukcziya/
- Battleship 3D by Juan Antonio Fajardo Serrano - Itch.io - https://jafs6.itch.io/battleship-3d
- Как Правильно Играть Морской Бой | Яхт-клуб «Кайфун» - https://kayfun.ru/blog/kak-pravilno-igrat-morskoy-boy/
- Как Расставлять Корабли В Морском Бою | Яхт-клуб «Кайфун» - https://kayfun.ru/blog/kak-rasstavlyat-korabli-v-morskom-boyu/
- Морской Бой Корабли Сколько И Какие | Яхт-клуб «Кайфун» - https://kayfun.ru/blog/morskoy-boy-korabli-skolko-i-kakie/
- Правила Как Играть В Морской Бой | Яхт-клуб «Кайфун» - https://kayfun.ru/blog/pravila-kak-igrat-v-morskoy-boy/
- В России назвали способы защиты кораблей от морских дронов ... - https://lenta.ru/news/2024/03/19/v-rossii-nazvali-sposoby-zaschity-korabley-ot-morskih-dronov/
- Как играть в морской бой: правила игры и советы для победы - https://media.halvacard.ru/entertainment/odin-v-more-ne-voin-kak-igrat-v-morskoi-boi-kakie-pravila-i-pole-dlya-igry
- Electronic Battleship Board Game: Features, Setup & Strategy Guide - https://megasphere-game.com/electronic-battleship-board-game-features-setup-strategy-guide/
- Как играть в «Морской бой» на листочке в клеточку и как выиграть в эту ... - https://nasigra.ru/igrovoe-pole/morskoj-boj
- Расстановка кораблей в игре морской бой: оптимальный алгоритм игры и ... - https://ngdmsh.ru/rasstanovka-korablej-v-igre-morskoj-boj-optimalnyj-algoritm-igry-v-morskoj-boj
- Какая лучшая расстановка кораблей в " Морской бой" ? За рисунок 10 ... - https://otvet.mail.ru/question/28573083
- Мультиплеер морской-бой - Играть онлайн с друзьями - 100 ... - https://papergames.io/ru/%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9-%D0%B1%D0%BE%D0%B9
- Beating Battleships with Algorithms and AI - paulvanderlaken.com - https://paulvanderlaken.com/2019/01/21/beating-battleships-with-algorithms-and-ai/
- Как выигрывать в "Морской бой" - https://pgbooks.ru/archive/blog/iq_blog/1713/
- Приложения в Google Play – Морской бой 2 - https://play.google.com/store/apps/details?id=com.byril.seabattle2&hl=ru
- Расставляем корабли в игре Морской бой - https://proproprogs.ru/ga/ga-rasstavlyaem-korabli-v-igre-morskoy-boy
- The Thrills of 4-Person Battleship: Strategy, Alliances, and Game ... - https://protongamer.com/virtual-battles/the-thrills-of-4-person-battleship-strategy-alliances-and-game-insights/
- Как выиграть в морской бой - wikiHow - https://ru.wikihow.com/выиграть-в-морской-бой
- Морской бой (игра) — Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%B1%D0%BE%D0%B9_(%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0)
- Как Выигрывать В Морской Бой Тактика Схема | Smart Space Lab - https://ssl-team.com/blog/kak-vyigryvat-v-morskoy-boy-taktika-shema/
- Guide :: HOI4. Большой гайд - Steam Community - https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=2451809379
- Guide :: Стратегия и тактика командира ... - Steam Community - https://steamcommunity.com/sharedfiles/filedetails/?id=2978359979
- Как играть в морской бой - Правила и стратегии игры - https://stroyportal.dp.ua/ru/kak-igrat-v-morskoj-boj-polnoe-rukovodstvo-dlya-novichkov-i-opytnyh-igrokov/
- 5 Best Battleship Games Online that You Can Play for Free - https://umatechnology.org/5-best-battleship-games-online-that-you-can-play-for-free/
- Learn How to Play Battleship: A Comprehensive Guide - https://unwiredgames.com/learn-how-to-play-battleship-a-comprehensive-guide/
- «Морской бой» — игра со смыслом 2024 | ВКонтакте - https://vk.com/@neosuvenir72-morskoi-boi-igra-so-smyslom
- From Classic to Modern: The Best Variations of Battleship Game - https://www.ask.com/culture/classic-modern-best-variations-battleship-game
- Board Games Retro: Variants that make "Battleship" Actually Fun to Play ... - https://www.belloflostsouls.net/2020/08/board-games-retro-variants-that-make-battleship-actually-fun-to-play.html
- Playing Battleship: Strategies for Sinking Your Opponent's Fleet - https://www.checkcharm.com/games/playing-battleship-strategies-for-sinking-your-opponents-fleet/
- Battleship Games: Navigating Fun and Learning in the World of Strategy - https://www.eslgamesplus.com/battleship-games-eslgamesplus/
- How to Win at Battleship: 15 Tips, Tricks & Strategies ... - Gamesver - https://www.gamesver.com/how-to-win-at-battleship-tips-tricks-strategies-boost-your-win-rate/
- Where to Play Online Battleship for Free: The 8 Best Sites - MUO - https://www.makeuseof.com/tag/10-places-enjoy-free-game-online-battleship/
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации ... - https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1784948/
- Стратегия и тактика: как играть в морской бой и всегда выигрывать - https://www.techinsider.ru/diy/1608581-kak-igrat-v-morskoi-boi-i-vsegda-vyigryvat-9-pravil-kotorye-privedut-k-uspehu/
- Variants for Battleship - UltraBoardGames - https://www.ultraboardgames.com/battleship/variations.php
- Морской бой лучшие расположения кораблей. Как выигрывать в "морской бой" - https://www.warnen.ru/morskoi-boi-luchshie-raspolozheniya-korablei-kak-vyigryvat-v-morskoi/
- How to Win at Battleship: The Best Strategies & Layouts - wikiHow - https://www.wikihow.com/Win-at-Battleship
- Морской бой схема игры: Оптимальный алгоритм игры в морской бой / Хабр ... - https://дд7ростов.рф/raznoe/morskoj-boj-shema-igry-optimalnyj-algoritm-igry-v-morskoj-boj-habr.html