Отчет: Новые шахматоподобные игры
Дата: 2025-02-10
Содержание:
- Введение
- История и развитие шахмат: Основа для новых вариантов
- 2.1. Происхождение шахмат: Чатуранга
- 2.2. Эволюция шахмат: Шатрандж
- 2.3. Современные шахматы: Стандартизация и FIDE
- Определение "Шахматоподобных игр"
- Правила и стратегии современных шахматоподобных игр
- 4.1. Игры с измененными правилами классических шахмат
- 4.1.1. "Выигрывает тот, кто проигрывает" (Фастфуд)
- 4.1.2. Марсельские шахматы
- 4.1.3. Прогрессивные шахматы
- 4.1.4. Психологические шахматы
- 4.1.5. Блиц на четверых
- 4.2. Варианты, представленные на Chess.com
- 4.2.1. Шахматы без рокировки
- 4.2.2. Самовзятие
- 4.2.3. Обходящие пешки
- 4.2.4. Торпеды
- 4.2.5. Кригшпиль ("Шахматы втемную")
- 4.2.6. Шахматы вслепую
- 4.2.7. Шатрандж
- 4.3. Другие необычные варианты шахмат
- 4.3.1. Шахматы Капабланки
- 4.3.2. Шахматы Фишера (Chess 960)
- 4.3.3. Шведские шахматы (Багхаус)
- 4.1. Игры с измененными правилами классических шахмат
- Примеры новых шахматоподобных игр и их разработка
- 5.1. Fischer Random Chess (Chess960)
- 5.2. Crazyhouse
- 5.3. Three-Check Chess
- 5.4. King of the Hill
- 5.5. Другие примеры
- 5.5.1. Cathayan Chess
- 5.5.2. Moving Castle
- 5.5.3. Dimensional Chess
- 5.5.4. Area Control
- 5.5.5. General Chess
- 5.5.6. Martial Arts Chess
- 5.5.7. Asinel
- Влияние технологий на шахматоподобные игры
- 6.1. Компьютерные шахматные движки
- 6.2. Онлайн-платформы
- 6.3. Искусственный интеллект (ИИ)
- Принципы дизайна и качества хороших шахматных вариантов
- История и механика пешки в шахматах и вариантах
1. Введение
Шахматы, игра с богатой историей, насчитывающей более 1500 лет, продолжают очаровывать и развиваться. Этот отчет посвящен новым шахматоподобным играм, их истории, развитию, правилам, стратегиям и влиянию технологий. Будут рассмотрены как варианты, основанные на классических шахматах, так и совершенно новые игры, вдохновленные шахматной механикой.
2. История и развитие шахмат: Основа для новых вариантов
2.1. Происхождение шахмат: Чатуранга
Шахматы берут свое начало в Индии, где примерно в VI веке нашей эры появилась игра "чатуранга". Чатуранга представляла собой игру для четырех игроков (хотя есть версии и для двух), символизирующую армию. В ней присутствовали четыре типа фигур: слоны, кони, колесницы и пехота. Целью игры был захват короля противника.
2.2. Эволюция шахмат: Шатрандж
По мере распространения чатуранги в Персию, она трансформировалась в "шатрандж". Правила были упрощены, появились новые фигуры, такие как ферзь (изначально – слабый советник) и ладья. Шатрандж затем распространился в арабский мир, где был дополнительно усовершенствован, прежде чем попасть в Европу через Испанию в VIII-IX веках.
2.3. Современные шахматы: Стандартизация и FIDE
К XV веку шахматы приобрели свой современный вид, хотя точное место этих окончательных изменений остается предметом споров. Два ключевых изменения правил кардинально изменили игру:
- Сила ферзя: Ферзь, ранее ограниченный перемещением на одно поле по диагонали, получил возможность перемещаться на любое количество полей по горизонтали, вертикали или диагонали, став самой сильной фигурой.
- Дальность хода слона: Слон, который изначально мог перемещаться только через одно поле, получил возможность перемещаться на любое количество полей по диагонали.
Эти изменения ускорили игровой процесс, сделали акцент на ранних атаках и привели к развитию шахматных дебютов. Правило превращения пешки также изменилось, позволяя ей превращаться в ферзя (или другую фигуру) по достижении противоположной стороны доски, что еще больше увеличило потенциал для быстрых изменений в балансе сил.
Стандартизация шахматных правил произошла в XIX веке, что совпало с ростом международных турниров. Первый официальный чемпионат мира по шахматам состоялся в 1886 году. Fédération Internationale des Échecs (FIDE), основанная в 1924 году, стала руководящим органом международных шахматных соревнований.
3. Определение "Шахматоподобных игр"
В рамках данного отчета "шахматоподобные игры" определяются как абстрактные стратегические игры, имеющие общие основные характеристики с шахматами, такие как:
- Шахматная доска (или ее вариации).
- Два противоборствующих игрока (или команды).
- Различные фигуры с уникальными возможностями передвижения.
- Цель игры – поставить мат королю противника (или достичь иной, заранее оговоренной цели).
Однако эти игры также вводят существенные изменения, чтобы отличаться от классических шахмат. Эти изменения могут включать:
- Различные размеры или формы доски.
- Новые фигуры с уникальными способностями.
- Измененные правила передвижения для существующих фигур.
- Альтернативные условия победы.
- Элементы случайности или скрытой информации.
4. Правила и стратегии современных шахматоподобных игр
4.1. Игры с измененными правилами классических шахмат
4.1.1. "Выигрывает тот, кто проигрывает" (Фастфуд)
- Правила: Цель – первым отдать все свои фигуры или создать для себя патовую ситуацию. Взятие фигуры или пешки обязательно, если такая возможность есть. Король – обычная фигура, шах и мат отсутствуют. Аналогичная игра в шашках называется "Поддавки".
- Стратегии: Агрессивная игра, направленная на скорейшую потерю фигур. Важно избегать ситуаций, когда противник вынужден брать ваши фигуры, а также создавать возможности для самопата.
4.1.2. Марсельские шахматы
- Правила: Каждый игрок делает два хода подряд. Если первый ход ставит соперника в пат, игрок теряет второй ход. Необходимо сначала парировать удар, прежде чем делать второй ход. Если игрок может сделать только один ход из двух, это приводит к пату.
- Стратегии: Агрессивная игра с двойными угрозами. Необходимо тщательно просчитывать последствия обоих ходов и избегать ситуаций, когда первый ход создает уязвимость для второго.
4.1.3. Прогрессивные шахматы
- Правила: Количество ходов у игроков постепенно увеличивается (1 ход белые, 2 хода черные, 3 хода белые и т.д.). Шах можно ставить только на последний ход в серии.
- Стратегии: Комбинационная игра с использованием увеличивающегося количества ходов для создания сложных тактических комбинаций. Важно планировать атаки на несколько ходов вперед.
4.1.4. Психологические шахматы
- Правила: Игрок может отклонить ход соперника, включая мат, заставляя его сделать другой ход. Второй ход отклонять нельзя.
- Стратегии: Создание двойных угроз, чтобы вынудить соперника сделать невыгодный ход. Психологическое давление на соперника.
4.1.5. Блиц на четверых
- Правила: Четыре игрока, две шахматные доски. Игроки одной команды играют фигурами одного цвета. Захваченные фигуры передаются товарищу по команде, который может поставить их на свою доску в свой ход или оставить в резерве.
- Стратегии: Командная работа, координация действий с партнером. Стратегическое использование захваченных фигур для усиления позиции.
4.2. Варианты, представленные на Chess.com
Платформа Chess.com предлагает широкий спектр шахматных вариантов, как разработанных компанией DeepMind (принадлежащей Google) в рамках проекта AlphaZero, так и других, более традиционных.
4.2.1. Шахматы без рокировки
- Правила: Рокировка запрещена.
- Стратегии: Более осторожная игра, направленная на защиту короля в центре. Развитие фигур, контролирующих центральные поля.
4.2.2. Самовзятие
- Правила: Можно брать не только фигуры противника, но и свои собственные.
- Стратегии: Комбинационная игра с использованием самовзятий для открытия линий атаки, освобождения полей или создания тактических угроз. Владимир Крамник считает этот вариант "улучшенной версией классических шахмат".
4.2.3. Обходящие пешки
- Правила: Пешки могут ходить на одно поле по горизонтали.
- Стратегии: Необычный вариант, требующий переосмысления пешечной структуры. Сложно определить оптимальные стратегии.
4.2.4. Торпеды
- Правила: Пешки могут делать ход на 1 или 2 поля вперед с любой горизонтали. Взятие на проходе возможно на любой вертикали.
- Стратегии: Агрессивная игра с использованием пешек для создания быстрых атак. Необходимо внимательно следить за пешечной структурой.
4.2.5. Кригшпиль ("Шахматы втемную")
- Правила: Видны только поля под боем своих фигур. Цель – взять короля противника.
- Стратегии: Игра на основе неполной информации. Важно анализировать ходы соперника и строить предположения о расположении его фигур.
4.2.6. Шахматы вслепую
- Правила: Игра без визуального отображения доски и фигур.
- Стратегии: Тренировка памяти и счета вариантов.
4.2.7. Шатрандж
- Правила: Древняя разновидность шахмат. Ферзь ходит на одно поле по диагонали. Альфил (прототип слона) ходит на два поля по диагонали и может перепрыгивать через фигуры. Пешки ходят только на одно поле вперед. Рокировка отсутствует.
- Стратегии: Более медленная и позиционная игра. Важно контролировать центральные поля и развивать фигуры.
4.3. Другие необычные варианты шахмат
4.3.1. Шахматы Капабланки
- Правила: Доска 10x8 полей. Добавлены две комбинированные фигуры: канцлер (ходит как конь и ладья) и архиепископ (ходит как конь и слон). Дополнительные пешки. Рокировка – король передвигается на три поля.
- Стратегии: Игра с большим количеством фигур, требующая хорошей координации. Канцлер и архиепископ – мощные фигуры, способные контролировать большие участки доски.
4.3.2. Шахматы Фишера (Chess 960)
- Правила: Фигуры первой и восьмой горизонталей располагаются в случайном порядке (960 возможных вариантов). Король должен находиться между ладьями. Слоны должны стоять на полях разного цвета. Фигуры черных располагаются симметрично относительно фигур белых. Рокировка отличается от классических шахмат.
- Стратегии: Избежание хорошо изученных дебютных дорожек. Игра с необычным расположением фигур, требующая гибкости и адаптации.
4.3.3. Шведские шахматы (Багхаус)
- Правила: Играют 4 человека, 2 команды по 2 игрока. Одновременно ведутся две партии. Захваченные фигуры передаются партнеру по команде, который может поставить их на свою доску.
- Стратегии: Командная работа, координация действий с партнером. Стратегическое использование захваченных фигур для усиления позиции.
5. Примеры новых шахматоподобных игр и их разработка
5.1. Fischer Random Chess (Chess960)
Предложенный Бобби Фишером, этот вариант рандомизирует начальные позиции фигур (исключая пешки) на каждой горизонтали. Это устраняет преимущество заученных дебютных теорий, делая акцент на творчестве и стратегическом мышлении.
5.2. Crazyhouse
Популярный вариант, в котором захваченные фигуры добавляются в резерв захватившего игрока и могут быть размещены на доске на последующих ходах. Это вносит тактическую сложность и динамичное размещение фигур.
5.3. Three-Check Chess
Цель состоит в том, чтобы поставить шах королю противника три раза, а не поставить мат. Это смещает акцент с долгосрочного стратегического планирования на немедленные тактические возможности.
5.4. King of the Hill
Цель состоит в том, чтобы переместить своего короля на одно из четырех центральных полей на доске. Это меняет стратегический фокус с защиты короля на его активное маневрирование.
5.5. Другие примеры
5.5.1. Cathayan Chess
Вдохновленный Сянци, этот вариант использует карты и предназначен для мобильного приложения с настраиваемыми темами.
5.5.2. Moving Castle
Вдохновленный "Ходячим замком" Хаяо Миядзаки, этот вариант включает фигуру "Moving Castle", которая действует как король. Игру можно выиграть, захватив "Moving Castle" дважды или переместив его на противоположную сторону доски. Токены, представляющие состояния (Пассивный, Агрессивный, Пассивно-агрессивный), добавляют еще один уровень сложности.
5.5.3. Dimensional Chess
Фигуры имеют разные наборы движений, указанные на самих фигурах, и игроки пытаются захватить фигуры противника, используя карты.
5.5.4. Area Control
Переосмысление Реверси и Го, где цель состоит в том, чтобы контролировать большинство областей на доске.
5.5.5. General Chess
Играется на доске Сёги с фигурами, напоминающими фигуры Сёги, но с изображениями. На доске разбросано оружие, которым фигуры могут экипироваться, а система ранжирования и броски костей определяют исход боя.
5.5.6. Martial Arts Chess
Воспроизводит пять стилей боевых искусств (Тигр, Леопард, Дракон, Змея и Журавль) и использует карты и кости.
5.5.7. Asinel
Еще один шахматный вариант, представленный на Board Game Geek.
6. Влияние технологий на шахматоподобные игры
6.1. Компьютерные шахматные движки
Программы, такие как Stockfish, изначально разработанные как бесплатный проект с открытым исходным кодом, стали невероятно мощными шахматными движками. Эти движки используются для анализа шахматных позиций, оценки вариантов игры и даже игры против людей. AlphaZero от DeepMind, самообучающаяся нейронная сеть, продемонстрировала потенциал машинного обучения в освоении шахмат и других игр. Всего за 24 часа самообучения AlphaZero победила лучшие шахматные движки, продемонстрировав свою способность разрабатывать новые стратегии.
6.2. Онлайн-платформы
Веб-сайты, такие как Lichess, сделали шахматы и их варианты доступными для глобальной аудитории. Эти платформы предоставляют инструменты для игры, анализа и изучения шахмат, а также сообщества для обсуждения и разработки новых вариантов игры.
6.3. Искусственный интеллект (ИИ)
ИИ-платформы, такие как idChess, основанная Петром Чернышевым, используются для распознавания, анализа и трансляции шахматных партий.
7. Принципы дизайна и качества хороших шахматных вариантов
Разработка успешного шахматного варианта требует тщательного рассмотрения нескольких факторов. По мнению chessvariants.org, хорошие шахматные варианты обладают такими качествами, как удовольствие, азарт, удовлетворение, подходящая продолжительность, решительность и играбельность. Играбельность, в свою очередь, подразделяется на простоту, ясность, интерес, глубину, сложность, справедливость, баланс и контроль.
Элегантность, сочетающая в себе простоту с глубиной и сложностью, также считается ключевым атрибутом. Красота, часто воспринимаемая интуитивно, зависит от элегантности и баланса. Классические шахматные варианты, включая шахматы, сянци и сёги, являются примерами хорошего игрового дизайна, поскольку они высоко оцениваются по этим качествам.
8. История и механика пешки в шахматах и вариантах
Пешка, исторически представляющая солдат или пехоту, была частью шахмат с момента их самой ранней известной формы, чатуранги. Первоначальные правила движения и взятия пешки оставались в значительной степени неизменными: движение на одно поле вперед и взятие по диагонали. Однако существенные изменения произошли в конце Средневековья и начале эпохи Возрождения в Европе, включая введение начального двойного хода и взятия на проходе.
Взятие на проходе (en passant) – это уникальное правило, при котором пешка, после хода на два поля со своей начальной позиции, может быть взята соседней вражеской пешкой так, как если бы она сходила только на одно поле. Это взятие должно быть выполнено немедленно на следующем ходу, иначе возможность будет упущена. Бьющая пешка перемещается на поле, которое прошла битая пешка, а битая пешка снимается с доски. Пешка также является единственной дивергентной фигурой в обычных шахматах, то есть ее взятие и невзятие отличаются.
В средневековых шахматах пешки назывались в честь профессий простолюдинов, таких как Игрок, Городской стражник, Трактирщик, Врач, Купец, Ткач/Клерк и Кузнец.
Превращение пешки в другую фигуру (обычно в ферзя) по достижении противоположного ряда – еще один ключевой аспект. Способность пешки превращаться в ферзя, ладью, слона или коня добавляет стратегический элемент в эндшпиль. Неполное превращение, то есть превращение в фигуру, отличную от ферзя, иногда используется по тактическим соображениям.
9. Дополнительные соображения при создании шахматных вариантов
При создании шахматных вариантов дизайнеры должны рассмотреть возможность включения элементов, которые создают и снимают напряжение, подобно механике сброса фигур в сёги. Размер доски также следует тщательно продумать; в классических вариантах используются доски размером от 8x8 до 9x10, причем 10x10 считается хорошим размером для многих игр. Gross Chess – пример варианта 12x12.
10. Заключительные замечания и перспективы развития
История шахмат – свидетельство непреходящей привлекательности абстрактных стратегических игр. Продолжают появляться новые шахматоподобные игры, основанные на классических шахматах, но вводящие инновационные правила и механики. Технологии играют решающую роль в разработке и популяризации этих вариантов, предоставляя инструменты для анализа, игры и построения сообщества. Будущее шахматоподобных игр, вероятно, будет связано с дальнейшими экспериментами и инновациями, движимыми как человеческим творчеством, так и растущими возможностями искусственного интеллекта. Разнообразие существующих вариантов, от модификаций классических правил до совершенно новых концепций, демонстрирует неиссякаемый потенциал шахмат как источника вдохновения для создания новых игр. Тенденция к упрощению правил и ускорению игрового процесса в некоторых вариантах, наряду с появлением игр, основанных на неполной информации, отражает стремление к более динамичному и разнообразному игровому опыту.
В целом, шахматоподобные игры представляют собой динамично развивающуюся область, сочетающую в себе традиции и инновации. Они предлагают игрокам новые вызовы, возможности для развития стратегического мышления и просто увлекательный способ провести время.
2025-02-10
Источники (110)
- История шахмат | Шахматы для Всех - http://chess4all.club/library/istoriya-shahmat
- Теория шахмат: правила, стратегия игры, разновидности шахмат, глоссарий ... - http://ishahmaty.ru/theory/
- ЭВОЛЮЦИЯ ШАХМАТ ПОД ВЛИЯНИЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА - http://www.nauteh-journal.ru/files/2d0ddd1c-9e0b-43d6-93d7-0a01f885f23d
- Влияние современных технологий на шахматы - https://a-chess.ru/влияние-современных-технологий/
- Создание интерактивных игр: тенденции, технологии и лучшие практик - Aeon - https://aeon.com.py/sozdanie-interaktivnykh-igr-tendentsii-tekhnologii-i-luchshie-praktik/
- Шахматы: история игры и ее разновидности. Кто и когда придумал? - https://azart-games.com/ru/history-game-chess/
- Создание интерактивных игр: Идеи, технологии и тенденции - https://ceiconsultorias.com/2025/01/04/sozdanie-interaktivnykh-igr-idei-tekhnologii-i-tendentsii/
- Лучшие тактики и стратегии игры в шахматы для начинающих - https://chess-boom.online/taktika-i-strategiya-shahmat/
- Виды игры в шахматы и их правила - https://chess-boom.online/vidy-shakhmat/
- Зарождение и развитие шахмат - Шахматы Онлайн - https://chess-com.ru/blog/zarozhdenie-i-razvitie-shahmat/
- Необычные виды шахмат и трансформация правил игры - https://chess-portal.net/chess/interest/1175636608-neobychnye-vidy-shahmat-i-transformaciya-pravil-igry.html
- Варианты шахмат - Chess-World.net - https://chess-world.net/chess-variants/
- Why is en passant only possible on the first opportunity? - https://chess.stackexchange.com/questions/17617/why-is-en-passant-only-possible-on-the-first-opportunity
- Новые тенденции в мире шахмат: компьютеры, Интернет и изменения правил ... - https://chess7.ru/novye-tendentsii-v-mire-shahmat-kompyutery-internet-i-izmeneniya-pravil/
- Online Chess Communities - https://chesschest.com/online-chess-communities/
- About ChessDream | Learn More About Our Mission and Team - https://chessdream.vercel.app/about
- 5 вариантов игры в шахматы с измененными правилами - https://chessfan.ru/news/2024-07-28-150
- Стратегия игры в шахматы (в картинках) для начинающих - https://chessmatenok.ru/strategiya-igry-v-shahmaty/
- Шахматные стратегии | Стратегия игры в шахматы - https://chessok.net/article/516-shahmatnye-strategii-strategiya-igry-v-shahmaty.html
- Тактика и стратегия в шахматах: секреты успешной игры для начинающих ... - https://chessrussian.ru/materialy/beginners/taktika-i-strateshiya-v-shahmatah/
- Игра чатуранга - прообраз современных шахмат - https://chesswood.ru/articles/chaturanga.html
- Обзор ☕️ 10 игр, которые мы ждем в 2025 году - https://cont.ws/@beavernews/2957823
- 10 лучших игр-стратегий за последние 10 лет — Civilization 5, Stellaris ... - https://cq.ru/articles/gaming/10-luchshikh-strategii-ushedshego-desiatiletiia
- 25 лучших стратегий на ПК в 2024 году - CQ - CQ.ru - https://cq.ru/articles/gaming/luchshie-strategii-na-pk-v-2023-godu
- 10 самых ожидаемых стратегий 2024-2025 - CQ - CQ.ru - https://cq.ru/articles/gaming/novye-geroi-commandos-origins-i-eshche-8-ozhidaemykh-strategii
- ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ШАХМАТАХ: ИССЛЕДОВАНИЕ ФИДЖИТАЛ ШАХМАТНЫХ ... - https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v-shahmatah-issledovanie-fidzhital-shahmatnyh-platform-i-ih-vliyaniya-na-razvitie-igry-i-obucheniya
- ИНТЕГРАЦИЯ ФИЗИЧЕСКИХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШАХМАТАХ - https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-fizicheskih-i-tsifrovyh-tehnologiy-v-shahmatah
- Искусственный интеллект, шахматы и риски современной цивилизации - https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyy-intellekt-shahmaty-i-riski-sovremennoy-tsivilizatsii
- Игра чатуранга - прообраз современных шахмат - https://debutclub.ru/igra-caturanga-proobraz-sovremennyh-sahmat/
- Лучшие Стратегии На Пк И Консолях (Топ) — Игры На Dtf - https://dtf.ru/games/2760775-luchshie-strategii-na-pk-i-konsolyah-top
- Шахматная Революция Xxi Века: Как Цифровые Технологии Изменили Игру - https://dzen.ru/a/ZkiWrNF-E1_Wm4TJ
- Pawn (chess) - Wikipedia - https://en.wikipedia.org/wiki/Pawn_(chess)
- Другие шахматы. 5 необычных шахматных вариантов - https://fianchettoschool.com/5-neobichnih-chahmatnih-variantov.html
- Как изменятся настольные игры в 21 веке? - Games - https://games.kiev.ua/games/kak-izmenyatsya-nastolnye-igry-v-21-veke/
- Лучшие Стратегии 2022 на пк (ТОП-15 игр) - Habr - https://habr.com/ru/articles/709322/
- GTA VI, Death Stranding 2 и другие самые ожидаемые игры 2025 года - https://habr.com/ru/companies/selectel/articles/870622/
- Цифровой гамбит: как нейросети и ИИ снова сделали шахматы главной ... - https://hightech.fm/2022/05/20/chess-tech
- Шахматы Капабланки, описание, как играть, правила - Дом Игр | Home Of Games - https://homeofgames.ru/game/shahmatyi-kapablanki
- Шахматы: история и развитие | Интересные факты - https://interesnyefakty.com/stati/shahmaty-istoriya-i-razvitie
- 7 шахматных стратегий, которые вам пригодятся не только в игре, но и в ... - https://isralove.org/load/23-1-0-3849
- Лучшие игры 2025 года: календарь игровых релизов - https://it-blok.com.ua/najkrashi-igry-2025-roku-kalendar-vypusku-igor.html
- Обзор Игр 2025 Года: Список Ожидаемых Игр | Свежие статьи | Статьи на ... - https://itbai.ru/igry/obzor-igr-2025-goda-spisok-ozhidaemyh-igr
- Обзор самых ожидаемых игр, которые выйдут в начале 2025 года - https://kyivtech.com.ua/ru/ohliad-naiochikuvanishykh-ihor-shcho-vyidut-na-pochatku-2025-roku/
- Designing Internationalized Pieces for Eastern Forms of Chess - lichess.org - https://lichess.org/@/CouchTomato87/blog/designing-internationalized-pieces-for-eastern-forms-of-chess/il0bp2Hi
- использование современных информационно-коммутативных технологий при ... - https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/08/16/ispolzovanie-sovremennyh-informatsionno-kommutativnyh-tehnologiy
- Самые ожидаемые игры 2025 года (часть 2) - https://overclockers.ru/blog/Iceye/show/186679/aavavavavavav
- When Was En Passant Added to Chess? The Fascinating History! - Papachess - https://papachess.com/blog/when-was-en-passant-added-to-chess
- Лучшие Стратегии 2025 года - Plarium - https://plarium.com/ru/blog/strategy-games-2025/
- Как инновации и рыночные тенденции формируют будущее шахматной индустрии - https://reads.alibaba.com/ru/how-innovations-and-market-trends-are-shaping-the-future-of-the-chess-industry/
- Топ лучших стратегий на ПК - 4game - https://ru.4game.ru/articles/top/top-igr-strtegii/
- История шахмат — Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/История_шахмат
- Правила шахмат — Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Правила_шахмат
- Правила игры в Сёги — Сёги - Японские Шахматы - https://sho-gi.ru/pravila-igry-v-syogi/
- История шахмат: от автомата-фокусника до оцифровки партий искусственным ... - https://skillbox.ru/media/growth/istoriya-shakhmat-ot-avtomatafokusnika-do-otsifrovki-partiy-iskusstvennym-intellektom/
- Лучшие тактики и стратегии в шахматах ♟️ - https://skysmart.ru/articles/chess/shakhmatnye-taktiki-i-strategii
- Chess Alternatives: 11 Board Games like Chess in 2025 - Solution Suggest - https://solutionsuggest.com/alternatives/chess-alternatives/
- Шахматы и искусственный интеллект: век новых возможностей - https://standard.kz/ru/post/2024_09_saxmaty-i-iskusstvennyi-intellekt-vek-novyx-vozmoznostei-239
- Самые ожидаемые игры 2025 года | StopGame - https://stopgame.ru/show/141936/samye_ozhidaemye_igry_2025_goda
- Шахматы и компьютерные технологии сегодня - Системный Блокъ - https://sysblok.ru/blog/shahmaty-i-kompjuternye-tehnologii-segodnja/
- История шахмат: от автомата-фокусника до оцифровки партий искусственным ... - https://talari.ru/baza-znaniy/business-articles/korporativnoe-obuchenie/istoriya-shahmat-ot-avtomata-fokusnika-do-otsifrovki-partiy-iskusstvennym-intellektom/
- История шахматных игр: происхождение и эволюция - https://treeofbonsai.ru/wiki/istoriya-saxmatnyx-igr-poyavlenie-razvitie-i-evolyuciya-ot-drevnosti-do-sovremennosti/
- История шахматных игр: происхождение, эволюция и первоначальный ... - https://umniimir.ru/portal/istoriya-i-proisxozdenie-saxmatnyx-igr-otkuda-poyavilis-saxmaty/
- Лучшие стратегии всех времен на PC ... - VGTimes - https://vgtimes.ru/games/compilations/luchshie-strategii-vseh-vremen/
- Самые ожидаемые игры 2025: громкие релизы и новинки - https://vgtimes.ru/games/compilations/samye-ozhidaemye-igry-2025/
- Искусство настольных игр: от древности до современности - https://vk.com/@budni_vata-iskusstvo-nastolnyh-igr-ot-drevnosti-do-sovremennosti
- История настольных игр: от древних времен до современности. - https://vk.com/@drachland-istoriya-nastolnyh-igr-ot-drevnih-vremen-do-sovremennosti
- История шахмат: от древности до современности - https://www.1urok.ru/categories/23/articles/90038
- Какие правила шахмат ныне устарели и больше не применяются? - https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3652167-kakie-pravila-shahmat-nyne-ustareli-i-bolshe-ne-primenjajutsja.html
- Самые ожидаемые игры 2025: список топ-28 новинок на ПК, PS5, Xbox - https://www.championat.com/cybersport/article-5859464-samye-ozhidaemye-igry-2025-spisok-top-28-novinok-na-pk-ps5-xbox.html
- Exploring the horizons of chess: a journey through innovative Variants - https://www.chess.com/blog/MasterChessFacu/exploring-the-horizons-of-chess-a-journey-through-innovative-variations
- Best Online Platforms to Play Chess - https://www.chess.com/blog/OnlineChessTeacher/best-online-platforms-to-play-chess
- Every Chess Variant (explained) - Chess.com - https://www.chess.com/blog/SGPChess1/every-chess-variant
- chess history - Chess.com - https://www.chess.com/blog/kerswees/chess-history
- When do you "double step" a pawn? - Chess Forums - https://www.chess.com/forum/view/chess-openings/when-do-you-double-step-a-pawn
- When do you "double step" a pawn? - Chess Forums - https://www.chess.com/forum/view/chess-openings/when-do-you-double-step-a-pawn?page=2
- I am a game designer and have made 7 Chess variants - https://www.chess.com/forum/view/chess-variants/i-am-a-game-designer-and-have-made-7-chess-variants
- История шахмат | С начала времен до Магнуса Карлсена - https://www.chess.com/ru/article/view/istoriia-shakhmat
- Пять удивительных вариантов шахмат - учимся играть - https://www.chess.com/ru/article/view/piat-udivitelnykh-variantov-shakhmat-uchimsia-igrat
- Шахматные статьи > Стратегия - Chess.com - https://www.chess.com/ru/articles/strategy
- Шахматы прошлого и современности - Chess.com - https://www.chess.com/ru/blog/shceo/shakhmaty-proshlogo-i-sovremennosti
- Семь новых вариантов шахмат доступны всем пользователям - https://www.chess.com/ru/news/view/sem-novykh-variantov-shakhmat-dostupny-vsem-polzovateliam
- Top 10 chess websites to play chess online - Chessnologic - https://www.chessnologic.com/top-10-chess-websites-to-play-chess-online/
- How to Design and Post Your Own Game - chessvariants.com - https://www.chessvariants.com/how.html
- Optimum design of a Chess variant - https://www.chessvariants.com/page/optimum-design-of-a-chess-variant
- Megalomachy | Game rules | The Chess Variant Pages - https://www.chessvariants.com/rules/megalomachy
- Rules of Chess: Pawns FAQ - https://www.chessvariants.org/d.chess/pawnfaq.html
- Interactive diagrams | Reference | The Chess Variant Pages - https://www.chessvariants.org/invention/interactive-diagrams
- On Designing Good Chess Variants - https://www.chessvariants.org/opinions.dir/fergus/design.html
- The Chess Variant Pages: The Four 'Modern' Chess Principles - https://www.chessvariants.org/page/the-four-modern-chess-principles
- The Piececlopedia: Pawn - The Chess Variant Pages - https://www.chessvariants.org/piececlopedia.dir/pawn.html
- История шахмат - Гамблер - https://www.gambler.ru/Chess_history
- Excellent Alternatives to Chess: 20 Games That Will Keep Your Mind ... - https://www.gamesver.com/excellent-alternatives-to-chess-games-that-will-keep-your-mind-going/
- 16 Board Games Similar to Chess: Top Alternatives - Geeky Matters - https://www.geekymatters.com/board-games-similar-chess/
- The Pawn - Chess Teaching Topics Others - https://www.gmgchess.com/blog/the-pawn
- What Are the Most Popular Sites for Online Chess? - https://www.houseofstaunton.com/chess-blog/popular-online-chess-sites/
- Лучшие игры Стратегия - топ игр всех времен в жанре Стратегия, список ... - https://www.igromania.ru/games/all/strategii/
- 10 самых ожидаемых игр 2025 года / Игры / iXBT Live - https://www.ixbt.com/live/games/10-samyh-ozhidaemyh-igr-2025-goda.html
- Традиционные Хобби В Эру Развития It-технологий: Как Они Меняются? - https://www.progkids.com/blog/tradicionnye-hobbi-v-eru-razvitiya-it-tehnologiy-kak-oni-menyayutsya
- Alternatives to Chess : r/boardgames - Reddit - https://www.reddit.com/r/boardgames/comments/vzp61t/alternatives_to_chess/
- Chess-like board games : r/chess - Reddit - https://www.reddit.com/r/chess/comments/o0tx96/chesslike_board_games/
- Эволюция игровых стратегий: от шахмат до виртуальной реальности - https://www.satyaayyagari.com/2025/01/31/evoliutsiia-igrovykh-strategii-ot-shakhmat-do-virtualnoi-realnosti/
- Шахматы — в тренде: какой стала одна из самых древних игр сегодня? - https://www.sobaka.ru/lifestyle/technology/169495
- История шахмат: от места и времени их создания до новых технологий и ... - https://www.sportmaster.ru/media/articles/istoriya-shahmat-ot-zapreshchennogo-dosuga-do-sorevnovanij-s-kompyuterami/
- Шахматы в тренде: 5 причин популярности интеллектуальной игры - https://www.sportmaster.ru/media/articles/shahmaty-v-trende-5-prichin-populyarnosti-intellektualnoj-igry/
- Малашихин Д.А. ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ СПОРТА - https://www.вестник-науки.рф/article/14752
- 7 лучших шахматистов для изучения стратегии - xchess.ru - https://xchess.ru/7-luchshikh-shakhmatistov-dlya-izucheniya-strategii.html
- Шахматная стратегия для начинающих: полное руководство - https://xchess.ru/shakhmatnaya-strategiya-dlya-nachinayushchikh-polnoe-rukovodstvo.html
- Новый вид шахмат - Новые шахматы - https://новые-шахматы.рф/
- Игра в шашки, при которой выигрывает тот, кто быстрее отдаст свои шашки ... - https://поискслов.рф/crossword/1776407
- Шахматы для начинающих: раскройте свой потенциал с помощью этих 10 ... - https://шахматные-дебюты.рф/shahmaty-dlya-nachinajushhih-raskrojte-svoj-potencial-s-pomoshhju-etih-10-strategij