Организация исследовательской деятельности по химии
Содержание
- Введение
- Методология научных исследований в химии
- 2.1. Научный метод: основа химических исследований
- 2.2. Примеры применения научного метода в химии
- 2.3. Роль сотрудничества и коммуникации в химических исследованиях
- 2.4. Влияние больших данных и искусственного интеллекта на химические исследования
- 2.5. Этические аспекты химических исследований
- Формирование научных групп и проектов в области химии
- 3.1. Роль научных групп в исследовательской деятельности
- 3.2. Формирование научных групп в России
- 3.3. Критерии формирования научных групп
- 3.4. Проектная деятельность в области химии
- 3.5. Этапы реализации научного проекта
- 3.6. Финансирование научных проектов
- 3.7. Примеры успешных научных групп и проектов в России
- Коммуникационные барьеры в научной деятельности
- 4.1. Языковой барьер
- 4.2. Культурный барьер
- 4.3. Психологический барьер
- Преодоление коммуникационных барьеров
- Примеры успешных молодых ученых в России
- Заключение
1. Введение
Организация исследовательской деятельности по химии представляет собой сложный и многогранный процесс, требующий системного подхода и эффективного взаимодействия между учеными. Данный отчет посвящен анализу ключевых аспектов организации химических исследований, с акцентом на российские реалии.
2. Методология научных исследований в химии
2.1. Научный метод: основа химических исследований
Научный метод является фундаментальным принципом всех научных исследований, включая химию. Он представляет собой систематический и логичный подход к изучению явлений, сбору доказательств и формулированию выводов.
Научный метод включает следующие этапы:
- Наблюдение: Замечание и описание явлений, формулировка вопросов о причинах и механизмах наблюдаемых процессов.
- Формулировка гипотезы: Предложение предварительного объяснения наблюдаемого явления, которое может быть проверено экспериментально.
- Эксперимент: Проведение контролируемых экспериментов для проверки гипотезы.
- Анализ данных: Обработка и интерпретация полученных экспериментальных данных.
- Формулировка выводов: Определение, подтверждает ли полученная информация гипотезу или требует ее пересмотра.
- Разработка теории или закона: Если гипотеза подтверждается многочисленными экспериментами и исследованиями, она может быть преобразована в научную теорию или закон, объясняющий наблюдаемые явления.
2.2. Примеры применения научного метода в химии
- Открытие структуры ДНК: Джеймс Уотсон и Фрэнсис Крик, опираясь на исследования Розалинд Франклин и Мориса Уилкинса, использовали данные рентгеновской дифракции для определения двойной спиральной структуры ДНК. Это открытие произвело революцию в нашем понимании генетики и открыло путь для развития молекулярной биологии.
- Разработка периодической таблицы: Дмитрий Менделеев, наблюдая закономерности в свойствах элементов, расположил их в порядке возрастания атомной массы, создав периодическую таблицу. Она стала незаменимым инструментом для прогнозирования и понимания химического поведения элементов.
- Синтез новых материалов: Химики используют научный метод для проектирования и синтеза новых материалов с заданными свойствами, таких как высокотемпературные сверхпроводники или катализаторы. Эти исследования стимулируют инновации в медицине, энергетике и электронике.
2.3. Роль сотрудничества и коммуникации в химических исследованиях
Научные исследования редко проводятся в одиночку. Сотрудничество между исследователями, как внутри, так и между институтами, является ключевым фактором прогресса в науке. Сотрудничество позволяет обмениваться идеями, опытом и ресурсами, что приводит к более комплексным и значимым исследованиям.
Коммуникация также играет решающую роль. Исследователи публикуют свои результаты в рецензируемых научных журналах, что позволяет экспертам в этой области проверить их работу. Этот процесс гарантирует качество и достоверность исследований и способствует распространению знаний.
2.4. Влияние больших данных и искусственного интеллекта на химические исследования
Современные методы обработки больших данных и искусственного интеллекта (ИИ) революционизируют химические исследования. Алгоритмы машинного обучения (МО) становятся незаменимыми инструментами для анализа больших наборов данных, выявления закономерностей и прогнозирования.
Например, алгоритмы МО могут использоваться для:
- Прогнозирования свойств новых материалов.
- Оптимизации условий реакции.
- Разработки новых молекул.
Национальное Научное Общество (NSF) признает важность больших данных в химии и финансирует семинары и инициативы, направленные на интеграцию этих технологий в исследования. Например, NSF финансирует семинар "Data-Driven Discovery in Chemistry", который объединил химиков и специалистов по обработке больших данных для обсуждения проблем и возможностей интеграции этих технологий в химические исследования. NSF также подчеркивает необходимость укрепления связей между химиками и специалистами по обработке больших данных, разработки специфических для химии методов обработки больших данных и интеграции алгоритмов, программного обеспечения и оборудования для "совместного проектирования" химических экспериментов с самого начала.
Компании, такие как Google и IBM, также инвестируют в разработку инструментов ИИ для химических исследований. Например, Google разработал модель машинного обучения под названием "DeepChem", которая может использоваться для прогнозирования свойств молекул и реакций. IBM также разработал платформу "IBM Research Cloud for Chemistry", которая предоставляет исследователям доступ к высокопроизводительным вычислительным ресурсам и инструментам ИИ для химических исследований.
2.5. Этические аспекты химических исследований
Химические исследования, как и все научные исследования, должны проводиться этично. Исследователи должны соблюдать строгие правила, касающиеся целостности данных, ответственного использования ресурсов и благополучия людей и животных, участвующих в исследованиях. Этические соображения имеют первостепенное значение для обеспечения ответственного развития научных знаний.
3. Формирование научных групп и проектов в области химии
3.1. Роль научных групп в исследовательской деятельности
Научные группы представляют собой объединения исследователей, объединенных общей научной проблематикой, методами исследования и целями. Формирование научных групп обусловлено следующими факторами:
- Специализация: Современная химия – это сложная и многогранная наука, требующая глубоких знаний в узких областях. Научные группы позволяют объединить специалистов с разными компетенциями для решения комплексных задач.
- Кооперация: Совместная работа в рамках научной группы повышает эффективность исследований, способствует обмену знаниями и опытом, а также позволяет использовать более широкий спектр ресурсов.
- Синергия: Взаимодействие между членами научной группы может привести к появлению новых идей и подходов, что способствует развитию научных исследований.
3.2. Формирование научных групп в России
В России формирование научных групп происходит в рамках различных организаций:
- Научно-исследовательские институты: Институты РАН, отраслевые НИИ, университеты – являются ключевыми центрами формирования научных групп.
- Примеры: Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН, Институт катализа им. Г.К. Борескова СО РАН, Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина РАН.
- Университеты: В университетах научные группы формируются как на кафедрах, так и в рамках исследовательских центров и лабораторий.
- Примеры: Химический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, Химический факультет СПбГУ, Химический факультет Новосибирского государственного университета.
- Частные компании: В последние годы наблюдается рост числа частных компаний, инвестирующих в научные исследования, что приводит к формированию специализированных научных групп.
- Примеры: "Роснефть", "Газпром", "Лукойл", "Сибур", "Фосагро", "РН-БашНИПИнефть", "Газпром нефть", "Сургутнефтегаз" и другие компании, занимающиеся разработкой новых технологий в области химии.
3.3. Критерии формирования научных групп
При формировании научных групп учитываются следующие критерии:
- Научная компетенция: Члены группы должны обладать необходимыми знаниями и опытом для решения поставленных задач.
- Взаимодополняемость: Состав группы должен быть сбалансированным, чтобы обеспечить необходимую экспертизу в различных областях.
- Совместимость: Члены группы должны быть готовы к эффективному взаимодействию и сотрудничеству.
- Мотивация: Участники должны быть заинтересованы в достижении общих целей и готовы вкладывать свои усилия в работу группы.
3.4. Проектная деятельность в области химии
Научные проекты являются основой для проведения исследований. Проекты могут быть:
- Фундаментальными: Направлены на получение новых знаний о фундаментальных законах химии.
- Примеры: Исследование механизмов химических реакций, разработка новых материалов с заданными свойствами.
- Прикладными: Направлены на решение конкретных задач, имеющих практическую значимость.
- Примеры: Разработка новых лекарственных препаратов, создание новых материалов для электроники, разработка технологий для очистки окружающей среды.
3.5. Этапы реализации научного проекта
Реализация научного проекта включает следующие этапы:
- Формулировка проблемы: Определение актуальной научной проблемы, требующей решения.
- Постановка задач: Определение конкретных задач, которые необходимо решить для достижения поставленной цели.
- Разработка плана: Создание подробного плана проведения исследований, включающего методы, сроки и ресурсы.
- Проведение исследований: Реализация запланированных исследований, сбор и анализ данных.
- Анализ результатов: Интерпретация полученных данных, формулировка выводов.
- Публикация результатов: Опубликование результатов исследований в научных изданиях, участие в конференциях.
3.6. Финансирование научных проектов
Финансирование научных проектов осуществляется из различных источников:
- Государственные гранты: Фонд фундаментальных исследований (РФФИ), Российский научный фонд (РНФ).
- Инвестиции частных компаний: Инвестирование в перспективные научные проекты с целью получения коммерческой выгоды.
- Примеры: "Роснано", "Сколково", "Фонд развития интернет-инициатив", "Фонд содействия инновациям".
- Международные гранты: Гранты от международных организаций, например, Европейского исследовательского совета (ERC).
3.7. Примеры успешных научных групп и проектов в России
- Группа профессора А.Ю. Тимошкина (СПбГУ): Исследования в области донорно-акцепторных взаимодействий.
- Группа профессора Е.В. Грачева (СПбГУ): Разработка люминесцентных комплексов для оптоэлектроники.
- Группа доцента М.Ю. (СПбГУ): Исследования в области неорганической химии растворов электролитов.
- Группа профессора Н.Н. (МГУ): Разработка новых методов синтеза органических соединений.
- Группа профессора А.А. (Институт органической химии им. Н.Д. Зелинского РАН): Исследование механизмов каталитических реакций.
4. Коммуникационные барьеры в научной деятельности
Помимо специфических проблем, связанных с формированием и развитием научных групп и проектов, существуют также коммуникационные барьеры, которые могут затруднять эффективное взаимодействие между учеными.
- Языковой барьер: В международном научном сообществе языковой барьер является одним из самых распространенных. Незнание английского языка может препятствовать участию в международных конференциях, публикации статей в престижных журналах и получению грантов.
- Культурный барьер: Различия в культурных ценностях и традициях могут приводить к недопониманию и конфликтам в научном сообществе.
- Психологический барьер: Различия в менталитете и психологических особенностях людей также могут мешать эффективной коммуникации.
5. Преодоление коммуникационных барьеров
Для преодоления коммуникационных барьеров необходимо:
- Изучать иностранные языки: Особое внимание следует уделять английскому языку, который является языком международного научного сообщества.
- Использовать услуги переводчиков: В случаях, когда невозможно общаться на иностранном языке, необходимо использовать услуги квалифицированных переводчиков.
- Проявлять уважение к другим культурам: Важно учитывать культурные различия и проявлять уважение к традициям других народов.
- Развивать навыки межкультурной коммуникации: Существуют специальные тренинги и курсы, которые помогают развить навыки эффективной коммуникации в межкультурной среде.
6. Примеры успешных молодых ученых в России
В 2019 году пять российских ученых вошли в рейтинг лучших молодых химиков, составленный Международным союзом теоретической и прикладной химии (IUPAC) и Международной сетью молодых химиков (IYCN).
- Александр Мажуга: Профессор Российской академии наук и ректор РХТУ имени Менделеева. Занимается биоорганической и медицинской химией, а также развитием новых подходов к синтезу и исследованию биологически активных веществ.
- Андрей Воротынцев: Из Нижегородского технического университета имени Алексеева. Занимается разработкой высокоэффективных каталитических систем.
- Анна Романчук: Из МГУ имени Ломоносова. Специализируется в области радиохимии.
- Леонид Скрипников: Из Петербургского института ядерной физики имени Константинова национального исследовательского центра «Курчатовский институт».
- Галина Княжева: Из ОИЯИ, проводит исследования в лаборатории ядерных реакций.
7. Заключение
Организация исследовательской деятельности по химии является сложным и многогранным процессом, требующим системного подхода и эффективного взаимодействия между учеными. Успешное проведение исследований в этой области требует специализации, кооперации, а также наличия четкой планирования, финансирования и эффективной коммуникации между членами научной группы. Важно учитывать коммуникационные барьеры и прилагать усилия для их преодоления, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие между учеными и способствовать развитию науки в целом.
Related Links (85)
- Владимир Германович Неудачин: Научные идеи за 60 лет работы в НИИЯФ - http://www.sinp.msu.ru/ru/post/9872
- РНФ объявил конкурсы для научных групп и проектов - http://www.unn.ru/site/about/news/rnf-ob-yavil-konkursy-dlya-nauchnykh-grupp-i-proektov
- What Is Research Methodology? Types, Process, Examples In Research ... - https://academiainsider.com/what-is-research-methodology-types-process-examples-in-research-design/
- Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках химии - https://apni.ru/article/4331-proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-obuch
- ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ... - https://applied-research.ru/ru/article/view?id=12469
- Методологии управления проектами: 12 популярных подходов - https://asana.com/ru/resources/project-management-methodologies
- Россия. Химические науки. Большая российская энциклопедия - https://bigenc.ru/c/rossiia-khimicheskie-nauki-15538e
- A guide to setting up and managing a lab at a research-intensive ... - https://bmcproc.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12919-021-00214-7
- Research Methodology in Chemical Sciences - Google Books - https://books.google.com/books/about/Research_Methodology_in_Chemical_Science.html?id=s795DAAAQBAJ
- Российские научные организации и их формы :: BusinessMan.ru - https://businessman.ru/rossiyskie-nauchnyie-organizatsii-i-ih-formyi.html
- 4.5: Statistical Analysis of Data - https://chem.libretexts.org/Bookshelves/Analytical_Chemistry/Analytical_Chemistry_2.1_(Harvey)/04:_Evaluating_Analytical_Data/4.05:_Statistical_Analysis_of_Data
- 1.4: The Scientific Method- How Chemists Think - Chemistry LibreTexts - https://chem.libretexts.org/Courses/College_of_Marin/CHEM_114:_Introductory_Chemistry/01:_The_Chemical_World/1.04:_The_Scientific_Method-_How_Chemists_Think
- 1.1: The Scientific Method - Chemistry LibreTexts - https://chem.libretexts.org/Courses/University_of_California_Davis/UCD_Chem_002A/UCD_Chem_2A/Text/Unit_0:_Primer/1.1:_The_Scientific_Method
- Учёные из российских и германских вузов рассказали о междисциплинарных ... - https://chem.spbu.ru/all-news/3158-uchjonye-iz-rossijskikh-i-germanskikh-vuzov-rasskazali-o-mezhdistsiplinarnykh-issledovaniyakh-i-razrabotkakh.html
- Химики СПбГУ среди наиболее цитируемых российских учёных - https://chem.spbu.ru/all-news/3806-khimiki-spbgu-sredi-naibolee-tsitiruemykh-rossijskikh-uchjonykh.html
- Актуальные направления исследований научных групп кафедры органической ... - https://chem.spbu.ru/org-chem/39-sectiondepartment/categoryorganicchem/2337-aktualnye-napravleniya-issledovanij-nauchnykh-grupp-kafedry-organicheskoj-khimii.html
- Научные группы - Институт химии СПбГУ - https://chem.spbu.ru/research/nauchnye-gruppy.html
- Научно-учебная группа молекулярного моделирования - https://chemistry.hse.ru/zioc/molmod/
- Introduction to Statistics in Chemistry | Chem Lab - https://chemlab.truman.edu/data-analysis/introduction-to-statistics-in-chemistry/
- Барьеры коммуникации - распознавание и преодоление барьеров в общении ... - https://copymate.app/ru/blog/multi/барьеры-коммуникации-распознавание/
- БАРЬЕРЫ ОБЩЕНИЯ И ПРИЕМЫ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ - https://cyberleninka.ru/article/n/bariery-obscheniya-i-priemy-ih-preodoleniya-1
- Формирование исследовательских умений и навыков в курсе химии в ... - https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-issledovatelskih-umeniy-i-navykov-v-kurse-himii-v-osnovnoy-i-starshey-shkole
- Формирование профессиональной компетентности химиков-технологов на ... - https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-professionalnoy-kompetentnosti-himikov-tehnologov-na-osnovanii-printsipov-sovremennoy-metodologii-nauki
- КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ - https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-bariery-i-ih-preodolenie-1
- Международное сотрудничество в сфере науки, инноваций и образования ... - https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-v-sfere-nauki-innovatsiy-i-obrazovaniya-rossiyskoy-federatsii-so-stranami-evropeyskogo-soyuza
- Межкультурные барьеры: подходы к преодолению в контексте пересечения ... - https://cyberleninka.ru/article/n/mezhkulturnye-bariery-podhody-k-preodoleniyu-v-kontekste-peresecheniya-nauchnyh-interesov-sotsialnoy-psihologii-i-filologii
- ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ... - https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-finansirovaniya-nauchnyh-issledovaniy-v-rossiyskoy-federatsii
- Приоритеты и инструменты международного сотрудничества России в области ... - https://cyberleninka.ru/article/n/prioritety-i-instrumenty-mezhdunarodnogo-sotrudnichestva-rossii-v-oblasti-naukii-obrazovaniya
- Проектно-исследовательская деятельность учащихся по химии в современных ... - https://cyberleninka.ru/article/n/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost-uchaschihsya-po-himii-v-sovremennyh-usloviyah
- Развитие научно-исследовательской работы студентов при обучении химии в ... - https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-nauchno-issledovatelskoy-raboty-studentov-pri-obuchenii-himii-v-vuze-s-pozitsii-vzaimosvyazi-integrativnogo-i
- Analytical chemistry introductions - https://edu.rsc.org/resources/collections/analytical-chemistry-introductions
- Международный журнал экспериментального образования - https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4802
- Известные русские химики, их вклад в науку - https://fb.ru/article/237856/izvestnyie-russkie-himiki-ih-vklad-v-nauku
- How To Choose The Right Research Methodology - Grad Coach - https://gradcoach.com/choose-research-methodology/
- Chemistry Lab Resources (for CHM 1XX and 2XX Labs) | Purdue University - https://guides.lib.purdue.edu/c.php?g=352816&p=2377935
- Research Process - Chemistry Research Guide - Research Guides at ... - https://guides.library.charlotte.edu/c.php?g=173146&p=1718539
- College & University Labs - Education & Training - Lab Safety - ACS Center - https://institute.acs.org/acs-center/lab-safety/education-training/college-univ-guidelines.html
- Конкурсы и гранты для молодых ученых из России в 2023 - https://journal.tinkoff.ru/list/science-grants/
- Ten simple rules for productive lab meetings - PLOS - https://journals.plos.org/ploscompbiol/article?id=10.1371/journal.pcbi.1008953
- Российские ученые попали в рейтинг лучших молодых химиков мира - https://lenta.ru/news/2019/07/31/himiki/
- Big data and machine learning for materials science - https://link.springer.com/article/10.1007/s43939-021-00012-0
- Statistical Methods in Analytical Chemistry | SpringerLink - https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-031-09883-3_37
- Национальный проект 'Наука и Университеты' - https://minobrnauki.gov.ru/nac_project/
- 50 вузов и научных организаций получат гранты на крупные научные проекты - https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/81231/
- Исследовательская деятельность на уроках химии | Статья в журнале ... - https://moluch.ru/archive/380/84037/
- 13 знаменитых химиков и их вклад в развитие науки - https://new-science.ru/13-znamenityh-himikov-i-ih-vklad-v-razvitie-nauki/
- метод проектов и его использование при изучении химии. | Статья по ... - https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2016/11/14/metod-proektov-i-ego-ispolzovanie-pri-izuchenii-himii
- Метод проектов: организация деятельности обучающихся на уроках химии ... - https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2019/12/26/metod-proektov-organizatsiya-deyatelnosti-obuchayushchihsya-na
- Топ-7 методов управления проектами: Agile, Scrum, Kanban, PRINCE2 и другие - https://productlab.ru/blog/top-7-metodov-upravleniya-proektami
- A guide to research question writing for undergraduate chemistry ... - https://pubs.rsc.org/en/content/articlehtml/2020/rp/d0rp90010a
- 10 Guiding principles for learning in the laboratory | Chemistry ... - https://pubs.rsc.org/en/content/articlehtml/2024/rp/d3rp00245d
- 10 Guiding principles for learning in the laboratory - Chemistry ... - https://pubs.rsc.org/en/content/articlelanding/2024/rp/d3rp00245d#!
- Студенты-химики активно участвуют в инновационных проектах вузов - https://rg.ru/2024/04/26/prishla-ideia.html
- Опубликован отчет о результатах деятельности Российского научного фонда ... - https://rscf.ru/news/found/opublikovan-otchet-o-rezultatakh-deyatelnosti-rossiyskogo-nauchnogo-fonda-v-2023-godu/
- Топ-10 исследований российских ученых 2017 года по версии РНФ - https://rscf.ru/news/found/top_10_issledovaniy_rossiyskikh_uchenykh_2017_goda_po_versii_rnf/
- Наука в России — Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Наука_в_России
- Научная школа — Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Научная_школа
- Состояние и перспективы многостороннего научного сотрудничества в ... - https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/sostoyanie-i-perspektivy-mnogostoronnego-nauchnogo-sotrudnichestva-v-ramkakh-briks/
- Choosing the Right Research Methodology: A Guide | Elsevier - https://scientific-publishing.webshop.elsevier.com/research-process/choosing-the-right-research-methodology-a-guide-for-researchers/
- «Итоги-2023. Открытия молодых российских ученых в химии по мнению ... - https://sdelanounas.ru/blogs/159766/
- Методы управления проектами: какие есть методологии и как их применять - https://shtab.app/blog/metody-upravleniya-proektami/
- Statistics in Analytical Chemistry - Stats (1) - https://sites.chem.utoronto.ca/chemistry/coursenotes/analsci/stats/BasicStats.html
- 10 инструментов для управления проектами: эффективность, постановка ... - https://skillbox.ru/media/management/10_instrumentov_dlya_PM/
- Научные организации и их роль в инновационном процессе - https://spravochnick.ru/innovacionnyy_menedzhment/nauchnye_organizacii_i_ih_rol_v_innovacionnom_processe/
- Пять российских ученых вошли в ... - ТАСС - https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6715293
- Исследовательские проекты по химии | Творческие проекты и работы учащихся - https://tvorcheskie-proekty.ru/himiya
- The Scientific Method - Introductory Chemistry - https://uen.pressbooks.pub/introductorychemistry/chapter/scientific-method/
- Международное сотрудничество в сфере науки, инноваций и образования ... - https://urfac.ru/?p=1432
- Метод проектов: "Организация деятельности по химии" - https://urok.1sept.ru/articles/311944
- Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках химии - https://urok.1sept.ru/articles/599888
- A Guide to Effective Laboratory Management | VWR - https://us.vwr.com/cms/guide-to-effective-laboratory-management
- Undergraduate Research in Chemistry Guide - American Chemical Society - https://www.acs.org/education/students/college/research/guide.html
- Scientific method | Definition, Steps, & Application | Britannica - https://www.britannica.com/science/scientific-method
- The Role of Research Questions in Crafting an Effective Research ... - https://www.linkedin.com/pulse/role-research-questions-crafting-effective-maxwell-e-uduafemhe-phd--1f
- Replicating scientific results is tough — but essential - Nature - https://www.nature.com/articles/d41586-021-03736-4
- Six factors affecting reproducibility in life science research and how ... - https://www.nature.com/articles/d42473-019-00004-y
- The case for data science in experimental chemistry: examples and ... - https://www.nature.com/articles/s41570-022-00382-w
- Computational molecular spectroscopy - https://www.nature.com/articles/s43586-021-00034-1
- The replication crisis has spread through science - New Scientist - https://www.newscientist.com/article/mg25433810-400-the-replication-crisis-has-spread-through-science-can-it-be-fixed/
- Химия будущего - влияние современных тенденций и угроз на развитие ... - https://www.products.pcc.eu/ru/blog/химия-будущего-влияние-современных/
- Ученые оценили значение открытия нобелевского лауреата по химии из России - https://www.rbc.ru/society/04/10/2023/651d63dd9a79477096bc4808
- Ученые РУДН рассказали о последних научных достижениях кафедры ... - https://www.rudn.ru/media/news/nauka/uchenye-rudn-rasskazali-o-poslednih-nauchnyh-dostijeniyah-kafedry-organicheskoy-i-neorganicheskoy-himii
- Известные русские химики: список, достижения, открытия и интересные ... - https://www.syl.ru/article/291914/izvestnyie-russkie-himiki-spisok-dostijeniya-otkryitiya-i-interesnyie-faktyi
- Research Methodology in Chemical Sciences | Experimental and Theoretic - https://www.taylorfrancis.com/books/edit/10.1201/9781315366616/research-methodology-chemical-sciences-tanmoy-chakraborty-lalita-ledwani
- 6 Steps of the Scientific Method - ThoughtCo - https://www.thoughtco.com/steps-of-the-scientific-method-p2-606045