О ролевых карточных играх: Полное руководство
Содержание
- Введение
- История и развитие ролевых карточных игр
- Ранние влияния и предшественники
- Рождение современных РПГ: влияние военных игр
- Появление Dungeons & Dragons
- Восхождение карточных РПГ
- Современные тенденции и разработки
- Разработка механик и балансировка игровых карт
- Разработка механик
- Основные типы механик
- Примеры успешных механик
- Балансировка игровых карт
- Принципы балансировки
- Методы балансировки
- Скрытые механики в играх
- Примеры скрытых механик
- Разработка механик
- Примеры успешных РКК
- Заключение
- Дополнительная информация
1. Введение
Ролевые карточные игры (РКК) стали популярным жанром в мире настольных игр. Их привлекательность заключается в сочетании элементов стратегии, коллекционирования и погружения в вымышленный мир. Разработка РКК – это сложный процесс, требующий глубокого понимания игрового дизайна, балансировки и создания увлекательного игрового опыта.
2. История и развитие ролевых карточных игр
2.1. Ранние влияния и предшественники
Истоки ролевых игр можно проследить до различных форм развлечений и социального взаимодействия на протяжении всей истории.
- Историческая реконструкция: Древние китайцы династии Хань организовывали мероприятия, где участники притворялись людьми из более ранней эпохи, что свидетельствует о форме ролевой игры для развлечения.
- Комедия дель арте: В 16 веке в Европе бродячие труппы актеров исполняли импровизированный театр с типичными персонажами и ситуациями, демонстрируя ранние корни повествования и развития персонажей.
- Настольные игры и салонные игры: В 19 и начале 20 веков такие игры, как "Jury Box", включали элементы ролевых игр, где игроки брали на себя роли и принимали решения.
- Игры в убийцу: Существуют свидетельства того, что игры в убийцу существовали в Нью-Йорке уже в 1920 году, где игроки брали на себя роли и участвовали в "убийстве" с помощью голосовых команд.
2.2. Рождение современных РПГ: влияние военных игр
Современные РПГ появились в 1970-х годах, сильно повлияв на растущую популярность военных игр.
- Военные игры: Военные игры, возникшие из древних стратегических игр, таких как шахматы, превратились в хобби для взрослых, а такие игры, как "Little Wars" Г.Г. Уэллса (1913), популяризировали этот жанр.
- Игры "творческой истории": Группы исторической реконструкции, такие как Общество творческой анархии (основанное в 1966 году), способствовали созданию игр "творческой истории", включающих фантастические элементы в исторические обстановки.
2.3. Появление Dungeons & Dragons
Переломная игра Dungeons & Dragons (D&D), созданная Гэри Гигаксом и Дэйвом Арнесоном в 1974 году, широко считается первой современной РПГ.
- Нововведения D&D: D&D представила сложную систему правил, которая позволяла игрокам создавать персонажей с уникальными способностями, участвовать в боях и исследовать фантастический мир.
- Совместное повествование: D&D делала акцент на совместном повествовании, где игроки работали вместе, чтобы создать повествование и разрешить конфликты.
- Роль ведущего: D&D представила концепцию "Ведущего" (GM), который управлял игровым миром, неигровыми персонажами и общим повествованием.
2.4. Восхождение карточных РПГ
Хотя D&D изначально полагалась на кости для разрешения действий, концепция использования карт для аналогичных целей появилась вскоре после этого.
- Ранние карточные РПГ: Такие игры, как "The Fantasy Trip" (1977) Стива Джексона и "RuneQuest" (1978) Chaosium, включали колоды карт для разрешения боев и других игровых механик.
- Влияние коллекционных карточных игр (ККИ): Появление ККИ, таких как "Magic: The Gathering" (1993) Ричарда Гарфилда, опубликованная Wizards of the Coast, и "Pokémon Trading Card Game" (1996) Nintendo, популяризировало использование карт для стратегической игры и создания персонажей.
2.5. Появление специализированных карточных РПГ
В конце 1990-х и начале 2000-х годов появились РПГ, специально разработанные для карточной игры.
- "Magic: The Gathering" как платформа: "Magic: The Gathering" стала платформой для создания РПГ, а такие наборы, как "Planar Chaos" (2007), представили персонажей и механики для ролевых игр.
- "Legends of the Five Rings" (L5R): L5R, карточная игра, основанная на фантастическом сеттинге, включает элементы РПГ, такие как создание персонажей и повествование. Изначально она была опубликована Alderac Entertainment Group в 1995 году, а затем Fantasy Flight Games в 2012 году.
- "The Lord of the Rings: The Card Game" (LOTR): LOTR, выпущенный в 2011 году Fantasy Flight Games, сочетает в себе культовый фантастический сеттинг с карточной системой РПГ, позволяя игрокам пройти через мир Средиземья со своими персонажами.
2.6. Современные тенденции и разработки
Современные карточные РПГ продолжают развиваться, включая новые механики, технологии и цифровые платформы.
- Цифровая интеграция: Многие карточные РПГ теперь доступны в цифровом формате, что позволяет играть онлайн, собирать цифровые коллекции карт и улучшать игровой процесс. Примерами являются "Magic: The Gathering Online" (2002) Wizards of the Coast и "Hearthstone" (2014) Blizzard Entertainment.
- Фокус на повествовании и тематике: Современные РПГ часто уделяют приоритет повествованию и погружению в тематику, предоставляя игрокам увлекательный и захватывающий опыт. Это можно увидеть в таких играх, как "Slay the Spire" (2017) Mega Crit Games, которая сочетает элементы roguelike с карточной боевой системой и захватывающим повествованием.
- Расширение жанра и тем: Карточные РПГ больше не ограничиваются фантастическими сеттингами, а игры исследуют научную фантастику, ужасы и другие жанры. "Arkham Horror: The Card Game" (2016) Fantasy Flight Games - хороший пример карточной РПГ, которая погружается в жанр ужасов.
3. Разработка механик и балансировка игровых карт
3.1. Разработка механик
Механики РКК определяют, как игроки взаимодействуют с картами и друг с другом. Они создают уникальные правила и стратегии, отличающие одну игру от другой.
3.1.1. Основные типы механик:
- Сбор колоды: Игроки строят свои колоды из набора карт, выбирая комбинации, соответствующие их стратегии.
- Управление ресурсами: Игроки используют ресурсы (ману, очки действия, карты) для активации способностей карт и выполнения действий.
- Построение двигателя: Игроки создают комбинации карт, которые генерируют ресурсы и усиливают их действия.
- Контроль поля боя: Игроки борются за контроль над игровым полем, используя карты для атаки, защиты и манипулирования ресурсами противника.
- Создание комбинаций: Игроки используют карты с уникальными способностями, чтобы создавать синергии и достигать особых эффектов.
- Система "chit-pull": Используется в военных играх для имитации одновременных действий на поле боя и вопросов командования и управления. Игроки получают набор "читов" (жетонов) и используют их для выполнения действий, что позволяет моделировать непредсказуемость и динамику реальных военных операций.
3.1.2. Примеры успешных механик:
- Magic: The Gathering: В MTG игроки используют ману для активации заклинаний, существ и артефактов. Механика "mana curve" (распределение маны по стоимости карт) является ключевым элементом стратегии.
- Dominion: В Dominion игроки покупают карты, чтобы улучшить свой "двигатель" и получать больше ресурсов, что позволяет им покупать еще больше карт.
- Android: Netrunner: В Netrunner игроки, играющие за корпорацию и хакера, борются за контроль над информацией и ресурсами. Механика "ice" (защита корпорации) создает напряженную борьбу за доступ к данным.
3.2. Балансировка игровых карт
Балансировка карт – это ключевой аспект разработки РКК. Она гарантирует, что все карты имеют свое место в игре и не делают одну стратегию слишком мощной.
3.2.1. Принципы балансировки:
- Сила и стоимость: Карты с высокой силой должны иметь высокую стоимость, чтобы избежать дисбаланса.
- Синергия: Карты должны иметь синергию с другими картами в колоде, но не должны быть слишком зависимы от одной карты.
- Контр-игры: В игре должны быть карты, которые могут противостоять другим картам и стратегиям.
- Разнообразие: Игра должна предлагать широкий выбор карт, чтобы игроки могли создавать разные стратегии.
- Транзитивность: В большинстве игр существуют механики, где одни элементы лучше других, но их стоимость выше. Например, в ролевых играх (RPG) за игровую валюту можно улучшить оборудование, но более мощное оборудование будет стоить дороже. Важно найти баланс между стоимостью и эффективностью, чтобы игроки могли выбирать разные стратегии и не чувствовали себя ограниченными в выборе.
3.2.2. Методы балансировки:
- Тестирование: Проведение многочисленных тестов с участием разных игроков, чтобы оценить силу и эффективность карт.
- Анализ данных: Изучение статистики игры, чтобы выявить дисбаланс и внести коррективы.
- Итерация: Постоянное внесение изменений в карты и правила на основе обратной связи от игроков.
- "Power creep": Это постепенное усиление общей силы колод при выпуске новых карт. Важно избегать "power creep", чтобы не сделать старые карты неконкурентоспособными и не нарушить баланс игры.
3.3. Скрытые механики в играх
Помимо явных механик, разработчики игр часто используют скрытые механики, чтобы сделать игровой процесс более интересным и увлекательным.
3.3.1. Примеры скрытых механик:
- Твики управления: Например, в некоторых играх помощь в наведении прицела может быть реализована незаметно для игрока, чтобы облегчить ему управление.
- Твики сложности: Игровые разработчики могут использовать скрытые механики, чтобы изменять сложность игры в зависимости от действий игрока. Например, в играх с free2play моделью, сложность может увеличиваться, если игрок не совершает покупок.
- Изменение хитбоксов: Хитбоксы - это невидимые области, которые определяют, как объекты в игре взаимодействуют друг с другом. Разработчики могут изменять хитбоксы, чтобы сделать попадание в цель более легким или более сложным.
- Подсказки и намёки: Игры могут содержать скрытые подсказки, которые направляют игрока к решению загадок или к выполнению определенных действий.
4. Примеры успешных РКК
- Magic: The Gathering: MTG является одной из самых популярных РКК, известной своим глубоким геймплеем, сложной балансировкой и огромным количеством карт.
- Dominion: Dominion – это РКК, в которой игроки строят свои колоды, покупая карты, чтобы улучшить свой "двигатель" и победить противников.
- Android: Netrunner: Netrunner – это РКК с асимметричным геймплеем, в которой игроки, играющие за корпорацию и хакера, борются за контроль над информацией и ресурсами.
5. Заключение
Разработка РКК – это сложный и творческий процесс, требующий глубокого понимания игрового дизайна, балансировки и создания увлекательного игрового опыта. Создание уникальных механик, балансировка карт и постоянная итерация – это ключевые элементы успешной РКК. Примеры успешных РКК, таких как MTG, Dominion и Netrunner, демонстрируют, что при правильном подходе можно создать игры, которые будут увлекать игроков на протяжении многих лет.
6. Дополнительная информация
- Нарративный дизайн в играх: Юри Хорнеман (Jurie Horneman) в своем выступлении на GDC 2015 года подчеркнул важность нарративного дизайна в играх. Он привел примеры, как разработчики могут использовать игровые механики, чтобы рассказать историю и погрузить игрока в мир игры. Например, в Prince of Persia: The Sands of Time, главный герой, который также является рассказчиком, отматывает время назад, когда игрок умирает, что создает ощущение, что история пересказывается.
- Раздражающие механики в RPG: В статье на сайте Cq.ru были выделены 8 самых раздражающих механик в ролевых играх. Среди них:
- Линейность сюжета: Отсутствие выбора в действиях персонажа может нарушить погружение в игру.
- Необязательные задания: Задания, которые не влияют на сюжет и не приносят значительной награды, могут быть скучными и раздражающими.
- Таймеры: Необоснованные таймеры, которые заставляют игрока спешить, могут испортить впечатление от игры.
- Quick Time Events (QTE): Чрезмерное использование QTE может сделать игру менее захватывающей и более предсказуемой.
- Автолевелинг: Автолевелинг может сделать игру менее сложной и менее интересной, так как игрок не получает удовольствия от прокачки персонажа.
- Тестирование игровых механик: В статье на сайте TestMatick.com были описаны различные типы игровых механик и способы их тестирования. Тестирование игровых механик - это важный этап разработки игры, который позволяет выявить ошибки и дисбаланс.
- Ошибки дизайнеров коллекционных карточных игр: В статье на сайте DTF.ru были описаны типичные ошибки дизайнеров ККИ. Например, Power creep - это постепенное усиление общей силы колод при выпуске новых карт, что может привести к дисбалансу в игре.
Related Links (103)
- Уровень 16: Баланс игры — Аус Хестов - http://aushestov.ru/уровень-16-баланс-игры/
- Exploring the World of Collectible Card Games: A Hobby Worth Collecting - https://alexander-mitchell.medium.com/exploring-the-world-of-collectible-card-games-a-hobby-worth-collecting-d791bbdbf7bf
- Исследование аналитики поведения игроков в карточных играх: ключевые ... - https://apptask.ru/blog/analitika-povedeniia-igrokov-v-kartocnoi-igre
- Карточные игры: основы разработки и создание увлекательных игровых ... - https://apptask.ru/blog/kartocnye-igry-razrabotka
- Разработка карточных игр: советы для создания увлекательных карт ... - https://apptask.ru/blog/razrabotka-kartocnyx-igr
- Разработка ролевых игр: техники, советы и лучшие практики - статьи от ... - https://apptask.ru/blog/razrabotka-rolevyx-igr
- The Evolution of Fantasy Role-Playing Games - Google Books - https://books.google.com/books/about/The_Evolution_of_Fantasy_Role_Playing_Ga.html?id=8H8bzqj6S4sC
- History of role-playing games | Card Game Database Wiki | Fandom - https://cardgamedatabase.fandom.com/wiki/History_of_role-playing_games
- Timeline of role-playing games - Card Game Database Wiki - https://cardgamedatabase.fandom.com/wiki/Timeline_of_role-playing_games
- Exploring the World of Collectible Card Games: A Beginner's Guide - https://clarkfranklin.medium.com/exploring-the-world-of-collectible-card-games-a-beginners-guide-4ad45a9aeb75
- Игровые механики - список boardgamegeek.com - Coggle - https://coggle.it/diagram/Xk09Zy1cYgaVj5fB/t/игровые-механики-список-boardgamegeek-com
- 8 Самых Раздражающих Механик В Ролевых Играх - Cq - https://cq.ru/articles/gaming/8-veshchei-kotorye-besiat-igrokov-v-rpg
- Руководство по игровому балансу. Часть 1 — Gamedev на DTF - https://dtf.ru/gamedev/1801539-rukovodstvo-po-igrovomu-balansu-chast-1
- Основы Игрового Баланса ... - Dtf - https://dtf.ru/gamedev/244-game-balance
- Балансирование игровых механик: Соотношение цены и пользы - https://dtf.ru/gamedev/275-game-balance-3
- Ошибки дизайнеров коллекционных карточных игр — Gamedev на DTF - https://dtf.ru/gamedev/28240-oshibki-dizainerov-kollekcionnyh-kartochnyh-igr
- Ошибки дизайнеров коллекционных карточных игр — Gamedev на DTF - https://dtf.ru/gamedev/28240-oshibki-dizaynerov-kollekcionnyh-kartochnyh-igr
- Советы по созданию карточной системы в играх — Gamedev на DTF - https://dtf.ru/gamedev/44975-sovety-po-sozdaniyu-kartochnoi-sistemy-v-igrah
- Объясняя механики: примеры нарративного дизайна — Gamedev на DTF - https://dtf.ru/gamedev/7483-obyasnyaya-mehaniki-primery-narrativnogo-dizaina
- «Опять карточки»: Лонг о жанре карточных и/или пошаговых рогаликов, их ... - https://dtf.ru/games/2872957-opyat-kartochki-long-o-zhanre-kartochnyh-i-ili-poshagovyh-rogalikov-ih-fundamentalnyh-problemah-primery-20-interesnyh-predstavitelei
- Как Развиваются И Устаревают Игровые Механики — Как Делают Игры На Dtf - https://dtf.ru/kdi/1011936-kak-razvivayutsya-i-ustarevayut-igrovye-mehaniki
- Главные ошибки при запекании карт нормалей — ArtCraft School на DTF - https://dtf.ru/u/224873-artcraft-school/617679-glavnye-oshibki-pri-zapekanii-kart-normalei
- Collectible card game - Wikipedia - https://en.wikipedia.org/wiki/Collectible_card_game
- History of games - Wikipedia - https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_games
- History of role-playing games - Wikipedia - https://en.wikipedia.org/wiki/History_of_role-playing_games
- List of role-playing video games: 1992 to 1993 - Wikipedia - https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_role-playing_video_games:_1992_to_1993
- Role-playing game - Wikipedia - https://en.wikipedia.org/wiki/Role-playing_game
- Tabletop role-playing game - Wikipedia - https://en.wikipedia.org/wiki/Tabletop_role-playing_game
- Timeline of tabletop role-playing games - Wikipedia - https://en.wikipedia.org/wiki/Timeline_of_tabletop_role-playing_games
- TTRPGs that utilize card based mechanics - Giant in the Playground Forums - https://forums.giantitp.com/showthread.php?477217-TTRPGs-that-utilize-card-based-mechanics
- By The Numbers: The Influence of Board Game Design - https://game-wisdom.com/critical/by-the-numbers-how-board-games-influence-design
- Реализация механики карточной игры "Дурак" в Глобальной Стратегии - https://gamedev.ru/gamedesign/forum/?id=193207
- Методология балансировки игр - Манжеты гейм-дизайнера - https://gdcuffs.com/balance-methods/
- Не нужно считать баланс! - Манжеты гейм-дизайнера - https://gdcuffs.com/disbalance/
- Игровая Механика, Динамика И Машина Состояний: Часть I - https://gdcuffs.com/game_mechanics_deconstruct_1/
- 15 Self-Contained Card Games That Use Unique Decks - https://gizmodo.com/15-deck-builder-unique-card-games-ttrpg-recommendations-1849597356
- Это норма — 4: решение проблем с картами нормалей / Хабр - https://habr.com/ru/articles/489684/
- Как нас обманывают геймдизайнеры: невыдуманные истории про скрытые ... - https://habr.com/ru/articles/833552/
- Как оформлять карты в цифровых и печатных карточных играх? - https://habr.com/ru/articles/833736/
- Игровая механика: давайте разберём ядро игры по косточкам - https://habr.com/ru/companies/mosigra/articles/177249/
- Руководство по разработке карточных игр: техники и советы - https://ios-apps.ru/blog/kartocnye-igry-razrabotka/
- Как создать свою карточную игру с уникальными правилами: руководство ... - https://ios-apps.ru/blog/razrabotka-kartocnoi-igry-s-kastomnymi-pravilami/
- Балансировка правил карточной игры: эффективные методы и советы - https://it-vacancies.ru/blog/balansirovka-pravil-kartocnoi-igry/
- Classic Playing Cards: History and Influence on Modern Card Games - https://joyful-games.com/blogs/card-and-board-games-101/classic-playing-cards-a-rich-history-and-influence-on-modern-card-games
- Card-Based RPG - JRPG Chronicles - https://jrpgc.com/card-based/
- Digital game elements, user experience and learning: A conceptual ... - https://link.springer.com/article/10.1007/s10639-018-9730-6
- Tabletop Role-Playing Games and the Experience of Imagined Worlds - https://link.springer.com/book/10.1007/978-3-030-29127-3
- Game Design for Adult Learning: Blending Smart Pedagogy and an ... - https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-76986-4_12
- Designing Engaging Card Game Mechanics: Tips and Tricks - https://medium.com/@adelinabutler684/designing-engaging-card-game-mechanics-tips-and-tricks-4fe34f1e1fdc
- RPG Genre Evolution: Impact on Game Design - Medium - https://medium.com/@invogames/rpg-genre-evolution-impact-on-game-design-79202f2afcd3
- Global Trends in Board Game Design: Cultural Influences in ... - Medium - https://medium.com/@lancaster.raphael/global-trends-in-board-game-design-cultural-influences-in-modern-gaming-847d1c6ded58
- Collectible Card Games: A Beginner's Guide to Strategy and ... - Medium - https://medium.com/@ramirez.peter/collectible-card-games-a-beginners-guide-to-strategy-and-deck-building-5fd229b30306
- Design Strategies for CCGs That Our Players Taught Us - https://medium.com/collective-card-game-blog/design-strategies-for-ccgs-that-our-players-taught-us-6f8585613f52
- Card Games. Советы по созданию карточной системы в… | by Nikita ... - https://medium.com/game-dev-channel/card-games-a5340ca1b67b
- The Surprisingly Technical Process of Designing a Tabletop Game - https://medium.com/s/wonky-technical/the-surprisingly-technical-process-of-designing-a-tabletop-game-fee64ba88611
- Как нарратив видеоигры зависит от жанра игровых механик | Статья в ... - https://moluch.ru/archive/457/100618/
- Механика, геймплей, динамика — как устроен игровой процесс в играх ... - https://netology.ru/blog/09-2020-igrovoy-process
- The Difference Between Collectible Card Games (CCG) and Living Card ... - https://pairofdiceparadise.com/the-difference-between-collectible-card-games-ccg-and-living-card-games-lcg-2-of-3-a166.php
- Какие книги стоит прочитать для правильной балансировки сил в карточной ... - https://qna.habr.com/q/480004
- 10 советов по созданию сильной стратегической карточной игры - https://rating-gamedev.ru/blog/10-sovetov-po-sozdaniiu-silnoi-strategiceskoi-kartocnoi-igry
- History of role-playing games - https://rpg.stackexchange.com/questions/67/history-of-role-playing-games
- What are the ages of role-playing game history? - https://rpg.stackexchange.com/questions/98356/what-are-the-ages-of-role-playing-game-history
- Игровая механика — Википедия - https://ru.wikipedia.org/wiki/Игровая_механика
- Как создать карточную игру с уникальными правилами: подробный гайд - https://seo-kompaniya.ru/blog/razrabotka-kartocnoi-igry-s-kastomnymi-pravilami/
- Что такое игровая механика и геймплейная механика — зачем она нужна и ... - https://skillbox.com/media/gamedev/chto-takoe-igrovaya-mekhanika/
- Что такое баланс в играх и зачем он нужен / Skillbox Media - https://skillbox.ru/media/gamedev/chto-takoe-balans-v-igrakh-i-zachem-on-nuzhen/
- Разработка игровых механик: как сделать игру интересной - https://sky.pro/wiki/profession/razrabotka-igrovyh-mehanik-kak-sdelat-igru-interesnoj/
- 5 важных правил балансировки в карточных играх: сохраняйте равновесие! ⚖️ - https://smm-agentstvo.ru/blog/balansirovka-pravil-kartocnoi-igry/
- Узнайте о разработке карточных игр: процесс создания и популярные техники - https://smm-agentstvo.ru/blog/kartocnye-igry-razrabotka/
- 50 Card Games and the Stories Behind Them | Stacker - https://stacker.com/art-culture/50-card-games-and-stories-behind-them
- Effects of digital game-based STEM education on students' learning ... - https://stemeducationjournal.springeropen.com/articles/10.1186/s40594-022-00344-0
- Effectiveness of digital educational game and game design in STEM ... - https://stemeducationjournal.springeropen.com/articles/10.1186/s40594-023-00424-9
- Игровой баланс: как избежать дисбаланса и создать идеальную игру ... - https://synergy.ru/akademiya/gejmdev/kak_sozdat_pravilnyij_igrovoj_balans_proverennyie_lajfxaki_dlya_razrabotchikov
- 11 of the Best Tabletop Roleplaying Games That Use Standard Playing Cards - https://tabletopbellhop.com/gaming-advice/playing-card-rpgs/
- Игровые механики: понятие и способы тестирования — TestMatick - https://testmatick.com/ru/igrovye-mehaniki-ponyatie-i-sposoby-testirovaniya/
- The Evolution of Tabletop Role-Playing Games: From Dungeons and Dragons ... - https://thegameofnerds.com/2023/09/19/the-evolution-of-tabletop-role-playing-games-from-dungeons-and-dragons-to-the-digital-age/
- Настольные и карточные игры и их влияние на современные видеоигры - https://torofun.com/ru/blog/настольные-и-карточные-игры-и-их-влиян/
- Топ-50 игровых механик. Составляем библиотеку для gamedev - https://tproger.ru/articles/top-50-igrovyh-mehanik-sozdaem-svoju-biblioteku-dlja-gejmdeva
- Баланс игры: 5 уроков для начинающих геймдизайнеров - https://vokigames.com/ru/balans-igry-5-urokov-dlya-nachinayushhih-gejmdizajnerov/
- Невозможно оторваться: Топ-30 увлекательных игровых механик - https://vokigames.com/ru/nevozmozhno-otorvatsya-top-30-uvlekatelnyh-igrovyh-mehanik/
- Руководство для начинающих по пониманию игровой механики - https://vr-app.ru/blog/understanding-game-mechanics-a-beginners-guide/
- Идеи карточных игр: 5 типов жанров карточных игр - https://wjplayingcard.com/ru/5-идей-для-карточных-игр/
- Ресурс Для Печати Карточных Игр - Блог Wjpc - https://wjplayingcard.com/ru/карточные-игры/
- Дизайн карточных игр - компания и производитель печати игральных карт ... - https://wjplayingcard.com/ru/карточные-игры/дизайн-карточной-игры/
- Сделайте карточную игру - компания и производитель печати игральных ... - https://wjplayingcard.com/ru/карточные-игры/сделать-карточную-игру/
- Commedia dell'arte | History, Characters, & Facts | Britannica - https://www.britannica.com/art/commedia-dellarte
- Playing cards | Names, Games, & History | Britannica - https://www.britannica.com/topic/playing-card
- History of Italian Literature 101: The Renaissance - The Success of the ... - https://www.byarcadia.org/post/history-of-italian-literature-101-the-renaissance-the-success-of-the-commedia-dell-arte
- 10 Tabletop Games With Entirely Unique Mechanics - CBR - https://www.cbr.com/tabletop-games-rpgs-unique-mechanics/
- A history of RPGs | Den of Geek - https://www.denofgeek.com/games/a-history-of-rpgs/
- The best digital card games that aren't Hearthstone | Dicebreaker - https://www.dicebreaker.com/topics/digital-board-games/best-games/best-digital-card-games
- By The Numbers: The Influence of Board Game Design - Game Developer - https://www.gamedeveloper.com/design/by-the-numbers-the-influence-of-board-game-design
- Commedia dell'arte - The Metropolitan Museum of Art - https://www.metmuseum.org/toah/hd/comm/hd_comm.htm
- The Artistic Legacy of Italian Commedia dell'arte: Masked Theatre and ... - https://www.momentslog.com/culture/the-artistic-legacy-of-italian-commedia-dellarte-masked-theatre-and-iconic-characters
- The Historical Importance of Italian Commedia dell'Arte - https://www.momentslog.com/culture/the-historical-importance-of-italian-commedia-dellarte
- Gen Con 2024: The best new board games, card games, and tabletop RPGs - https://www.polygon.com/24209479/gen-con-2024-the-best-new-board-games-card-games-and-tabletop-rpgs
- Как устроен баланс в играх Blizzard - school-xyz.com - https://www.school-xyz.com/blog/kak-ustroen-balans-v-igrah-blizzard
- Game Card Maker — Создание Игральных Карт | StoryboardThat - https://www.storyboardthat.com/ru/create/шаблон-карты-игры
- Best Card-Based Video Games - TheGamer - https://www.thegamer.com/best-card-based-video-games/
- The 10 Best Card RPGs, Ranked - TheGamer - https://www.thegamer.com/best-card-rpgs-ranked/
- History of role-playing games - Wikiwand - https://www.wikiwand.com/en/History_of_roleplaying_games
- What Is LCG And How It Differs From TCG - Your Playmat - https://www.yourplaymat.com/blogs/tcg-players-blog/what-is-lcg
- Лучшие Советы И Инструкции По Созданию Качественных Карт Для Игры Cs:Go - https://zakipyati.ru/faq/kak-sozdat-kacestvennye-karty-dlya-igry-cs-go-lucsie-sovety-i-instrukcii/