Александр Куликов. Книга или игра? // Автодайджест из гейм-бука "Меч и судьба".
М., Файн, 1993. 320 с.
Изобрел книгу-игру, конечно... читатель - тот, кому не хотелось
расставаться с любимыми героями и кто все жаждал продолжения
приключений. Именно ему, этому вдохновенному энтузиасту, казалось: прочитай еще
раз, и все переменится - подоспеет помощь, и рассеется тьма, а герой
останется жив и совершит еще множество удивительных
подвигов.
Чисто литературный же приоритет принадлежит здесь, как ни странно, родному
нашему отечеству. Вспомним три поездки былинного Илью Муромца. Добравшись
до сюжетной развилки у камня на распутьи, доблестный богатырь не поленился
исследовать все три возможности и составить собственный, совершенно
оригинальный сюжет. А результат зафиксировал на том же камне:
"Налево ездил - убит не бывал...".
В большой литературе нового времени подобным вариативным сюжетосложением
занимались, например, такие писатели, как Джек Лондон ("Дороги
судьбы") и Джон Фаулз ("Женщина французского лейтенанта").
Собственно же книги-игры (game-books) на европейском рынке появились в
самом начале 70-х годов нашего века. Этот новый и оригинальный тип
издания определенно имел связь с бумом популярности компьютерных игр и
был своеобразной попыткой перенести "блочную"
структуру сюжета компьютерной программы на книжную страницу.